Что такое патина на металле - GazSnabStroy.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое патина на металле

Что такое патина? Патина на металле. Патина на монетах

Что такое патина?

Окисление железа называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.

Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры монет , к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков».

Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.

Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и искусственная .

Приобретая монеты и прочий антиквариат, следует проверять «подлинность» налета.

Нанесение патины

Нанесение патины искусственно делают не только для того, чтобы обмануть неопытных кладоискателей и коллекционеров.

Главное назначение рукотворной пленки – декоративное. Люди с удовольствием приобретают дверные ручки, кованные предметы, вазы и статуи , сделанные под старину.

Нет нужды искать истинные памятники древности, платить за них баснословные суммы. Можно просто купить предмет с ненатуральной патиной.

Ее создают при помощи различных кислот и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.

Так, фирма «АК» выпускает целый спектр жидкостей и мазей для состаривания творений авиамодельных кружков и клубов.

Купив в магазине стандартный набор деталей для модели самолета, к примеру, можно сделать из конструктора уникальный экземпляр.

Указанная выше компания предлагает составы, образующие патину на белых , красных , серых металлах.

Кстати, так называемое, черненное серебро – тоже «творение рук патины». Она бывает разных цветов.

Патина на металле

На одних металлах пленка зеленая , на других рыжая, на третьих черная . Тон налета зависит и от условий, в которых хранился, эксплуатировался предмет.

На бронзовых статуях , стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические фигуры , с налетом других красок.

Это уже искусственно полученные экземпляры. Как можно облачить в разные «одежки» один и тот же металл, расскажем на примере серебра .

Чернь на белом металле появляется после опускания его в серную печень. Это смесь едкого натрия и серы .

Для получения искусственной патины ее густую массу разводят в воде. Раствор нагревают до 70-ти градусов Цельсия.

Иногда, изделие не опускают в состав полностью. Это делают, если почернить нужно лишь отдельные участки украшения или предмета декора.

Как ни странно, но есть и старое серебро с ненатуральным налетом. Искусством воссоздавать патину владели в древнем Египте .

Об этом свидетельствовал Плиний Старший. Писатель, прибывший в Египет из Рима, зафиксировал: — «Здесь серебро не чеканят, а расписывают.

С ним смешивают медную пыль и серу. Серебро с добавками переплавляют в плотно закрытом сосуде из глины ».

В зеленовато-серый серебро окрашивать научились лишь в 20-ом веке. Тогда смешали иодид калия , воду и соляную кислоту .

В раствор опустили белый металл и, он покрылся благородной пленкой. Она представляет не что иное, как иодид серебра .

Под воздействием света налет частично разрушается. Из-под зеленой «дымки» местами видна чистая основа.

Золотистую и коричневую патины на серебре не увидишь. То ли это не возможно, то ли, еще не придуман нужный реагент.

Коричневатым налетом можно покрыть только медь, бронзу, латунь . Темный оттенок «венги» дает раствор все той же серной печени.

Золотой краски добиваются с помощью медного купороса. Для реакции требуется смесь вещества с водой и перманганатом калия.

Металл выдерживают в смеси 4, 5 минут. Опыт не удастся, если предварительно не обработать поверхность изделия . Она должна быть обезжиренной, сухой.

Рукотворная патина эффектна, но не всегда защищает предмет. На границе пленки и металлической основы нет куприта .

Это слой, предотвращающий дальнейшее распространение коррозии. Именно он замедляет процесс разрушение старинных вещиц.

К примеру, чтобы монета превратилась в песок, потребуется примерно сто тысяч лет. Без куприта, металл обратился бы в пыль гораздо быстрее.

Особенности срединного слоя между изделиями и покрывающей их пленкой открыли в СССР.

В союзном государстве обширно применялся метод перепатинирования. Снимали исторический налет и заменяли искусственным.

Последний, был более эстетичным. Но, после обработки, некоторые ценности начинали быстро разрушаться.

Ученые схватились за головы, и те додумались до причин бедствия. В ходе изучения состава натуральной патины физики и химики открыли куприт и его спасительные для металла свойства.

Защитный слой не может образоваться при быстром воздействии химического раствора.

Он создается по крупицам, вследствие векового взаимодействия предмета с такими же крупицами реагентов в воздухе.

К примеру, альбомы, мешки из холщевой ткани, бумажные конверты для хранения коллекционных монет закрывают доступ к ним кислорода.

Зато, в закрытом пространстве выделяется повышенное количество сероводорода.

Он постепенно коробит, видоизменяет, окрашивает металл, в частности, серебро . Образующаяся на монетах пленка – сульфид этого металла.

Патина медная образуется на протяжении долгого времени, под воздействием окружающей среды.

Другой драгоценный элемент, золото , патине не подвластно. Желтый металл химически не активен.

Разрушить его даже в поверхностном слое не удается. Исключением являются случаи золотых сплавов .

Если в них добавлены медь, цинк , серебро , налет проступит. Чаще всего, это пленка насыщенного оранжевого цвета.

Она появляется в виде точек или прожилок, там, где реагент провзаимодействовал с добавками к золоту .

Что такое патинирование и как наносить патину своими руками

Блестящие, без единой царапинки или пятна кухонные фасады хороши в современном интерьере стиля минимализм, техно или хай-тек. А вот там, где от материала и предметов, прежде всего, требуется аутентичность, куда больше к месту будут патинированные фасады.

Сделать это естественным путем слишком долго, но вот прибегнуть к имитации своими руками вполне возможно.

Патинирование дерева

Процесс этот обозначает метод состаривания дерева для того, чтобы визуально придать ему возраст. Прием активно используется в классических и деревенских интерьерах кухни, поскольку в этих случаях предполагается, что мебелью и другими предметами быта пользуются очень давно.

Технология способов разная, но цель одна – придать дереву или древесному материалу налет, который образуется на массиве при длительном сроке эксплуатации. Причем налет этот возникает когда за мебелью ухаживают, а не только пользуются, и поэтому так высоко оценивается с эстетической точки зрения.
В домашних условиях воспроизвести патину на древесине или металле не так уж сложно. Наш мастер-класс предлагает множество вариантов, реально выполнимых своими руками.

Использовать можно и восковую, и битумную, и акриловую патину – в зависимости от будущего вида изделия, собственного умения и характера материала. Стоит сразу отметить, что для патинирования металла и древесины обычно пользуются разными способами, хотя есть исключения.

  • Морилка – самый обычный состав для придания древесине более темного благородного оттенка. Морилка комбинируется с предварительным брашированием (удалением мягких древесных волокон) и обработкой шеллачной грунтовкой или античным воском. Способ прекрасно подходит для выполнения в домашних условиях, но ограничивает выбор естественной гаммой цветов: цвета серебра, золота, латуни здесь недопустимы. Для плит МДФ и ДСП любой мастер-класс метод применять не разрешает.
  • Битумная патина – наносить ее можно обычной губкой, а стирать – уайт-спиртом. Битумный состав легко впитывается в поры, проявляя древесную структуру и состаривая древесину. Результат нужно закрепить лаком, лучше всего шеллачным. Для патинирования по металлу способ не годится.
  • Акриловая патина – средство универсальное и подходит для обработки и древесины, и металла, и гипса. Акриловая краска-патина может иметь любой цвет, в том числе и модный оттенок серебра и золота. Наносится как на всю поверхность – ровные фасады, так и на резьбу или выпуклости. Акриловую краску чаще всего комбинируют чтобы обеспечить контраст между темным естественным цветом и «состаривающим»: например, дуб и золото, белый дуб и серебро, орех и красное золото и так далее.

Акриловая краска может смешиваться и накладываться слой за слоем, создавая очень сложные визуальные эффекты: соответствующие рекомендации всегда можно получить в мастер-классе на форумах. К тому же акриловая краска прекрасно комбинируется с декупажем, лакировкой, покраской и другими способами декорирования.

  • Восковая патина обеспечивает не только эффект старины, но и красивейшие переливы цвета, включая и металлические – серебра, латуни, бронзы. Причем такой эффект получают на древесине. Восковая патина идеальна для выделения резьбы, медленно застывает и очень удобна для любых работ своими руками. Любой мастер-класс рекомендует применять восковый состав на резной мебели обеденной группы.
  • Шеллачный лак сам по себе создает желтоватый или красно-коричневый оттенок в зависимости от количества слоев. Порой этого достаточно чтобы создать эффект состаривания, особенно в сочетании с декупажем. Однако практически любой мастер-класс предлагает применять шеллачный лак в качестве финишного или промежуточного покрытия не только при декупаже, но и покраске.
  • Масляная патина – любой мастер-класс рекомендует использовать состав и для древесины, и для металла. По свойствам он напоминает восковый и также медленно застывает. В классической технике декупажа использовать его нельзя, поскольку масляная патина растворяет бумагу.

Нанесение патины на древесину

Процесс этот несложен и выполним в домашних условиях. Однако есть разница в обработке и подготовке древесины, металла и плит МДФ и ДСП. Последние имеют однородную структуру в отличие от дерева, а поэтому их покраска, состаривание, декупаж и все другие техники имеют особенности.

Подготовительный этап

Древесина и древесноволокнистые материалы в кухонной мебели используются не в своем первозданном виде. Мебельную поверхность защищает лак, акриловая или ПВХ-пленка, ламинирование и др. В зависимости от характера этого покрытия приходится и краску с патиной выбирать, и метод. Мастер-класс патинирования все особенности материалов учитывает.

Читайте также:  Штанга для лазерного нивелира своими руками

  • Древесина под патину, тонировку и лакировку обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой. Этот метод называют брашированием. Суть его сводится к удалению мягких волокон и обнажению структуры из более твердых. Браширование воспроизводит естественный процесс старения, но в ускоренном виде. После удаления волокон поверхность очищается и обрабатывается обезжиривающим составом.

Дерево под морилку и покраску не брашируется, а лишь очищается. Обработка наждаком нужна только чтобы снять лак, если он есть.

Плита МДФ шпонированная в принципе может обрабатываться наждачной бумагой для придания эффекта потертости, особенно в технике декупажа. Но на практике предпочтительнее другой метод.

  • На плиту МДФ или ДСП наносят слой барьера-грунта – этот состав обеспечивает адгезию верхнего слоя МДФ и ДСП к грунтовке, патине – золотой, темной, цвета серебра или краске. После высыхания накладывают второй слой – полиуретановый грунт. Он образует собой основу, которая будет имитировать потертости или трещинки. Затем этот второй слой на плите МДФ шлифуют наждачной бумагой, чтобы воспроизвести естественную структуру старого дерева.

Краски и составы для патины для древесины и для МДФ применяются одинаковые. Что касается металла, то в мебельном гарнитуре он представлен лишь фурнитурой. Часть составов можно применять для покраски металла.

Патинирование мебели с помощью морилки

Это наиболее доступный способ для выполнения своими руками, как это сделать правильно подскажут уроки мастер-класса. Эффект при этом максимально близок к естественному, что лучше всего подходит для классических стилей. Цвет кухонной мебели будет темнее, что нужно учитывать.

  1. На поверхность фасада – целиком, наносится слой морилки на водной основе. Цвет металла — латуни, серебра, золота, здесь не получить, но можно придать дешевому дереву вид дорогого – дуба, бука, ореха.
  2. Мягкой губкой стирается часть состава так, чтобы формировать эффект старины – со средних участков, в то время как кайма, элементы фрезеровки, трещинки остаются нетронутыми. Пользоваться можно губкой или кистью.
    После высыхания наносят второй слой морилки, но обязательно на другой основе – уайт-спирта, например.
  3. После высыхания поверхность своими руками покрывают шеллачным лаком. При желании усилить эффект старины в древесину втирают еще и античный воск.

Морилка ни с покраской, ни с декупажом не сочетается.

На видео представлены все этапы патинирования мебели из дуба.

Классический способ

Патинирование основано на применении специальных составов – восковой, масляной, битумной патины или даже акриловой краски. Способ ненамного сложнее, так что своими руками, да еще с помощью мастер-класса справится любой. Однако он предполагает более широкую цветовую гамму: здесь возможны не только естественные оттенки дуба, березы и ореха, но и цвета металла – серебра, золота, бронзы, и даже совершенно экзотические оттенки.

Сама технология – после подготовки древесины или плит МДФ мало чем отличается от покраски. Инструменты используются те же, но в отличие от краски патина застывает медленнее, что позволяет ее тщательно растушевать и снять излишки. Таким образом получают не равномерную покраску, а фрагментарную.

  1. Слой патины – восковой, битумной, акриловой, наносят своими руками на мебельную поверхность. Ее цвет, как правило, близок к естественному оттенку древесины – дуба, ореха. Можно тут же снять избыток краски, чтобы лишь подчеркнуть древесную фактуру и затемнить поры. В этом случае второй слоя не наносят, а покрывают, например, шеллачным лаком.
  2. Чтобы получить кухонную мебель более эффектную, дерево или плиту МДФ покрывают вторым слоем патины. Он, как правило, светлее, так как его цель – подчеркнуть темные поры. Важно правильно подобрать краску: на 2–3 тона светлее, если это классический интерьер, покрывают кухонный фасад патиной цвета серебра или золота, если это дворцовый стиль, или используют и вовсе цветную краску, как, например, допускает прованс.
  3. После высыхания второго слоя поверхность шлифуют мелкой наждачной бумагой или металлической сеткой, чтобы создать эффект потертости.
  4. Полученный результат закрепляют лаком – акриловым или шеллачным. Если использовалась краска не цвета серебра или латуни, лак нужно выбрать матовый: старинные изделия не блестят.

Создание потертости

Этот метод одинаково хорош и при покраске древесины и МДФ, и при тонировании, и даже при использовании техники декупаж, где декор часто сочетается с состариванием. Порой такое патинирование тоже называют декупажем, хотя к нему он имеет лишь опосредованное отношение.

Последовательность действий в этом случае несколько иная.

  1. Краской или патиной на пару тонов темнее окрашивают своими руками поверхность.
  2. После высыхания часть изделия – края, фрезерные или резные элементы покрывают слоем парафина. Важно отметить, что восковая патина такого результата не дает, здесь дело именно в способе нанесения.
  3. Затем покрывают изделие вторым слоем патины, как правило, более светлой. Можно цвета металла – латуни, серебра, бронзы.
  4. Слой парафина снимают шпателем. Древесину или плиту МДФ тщательно шлифуют.
  5. Затем можно покрыть фасад морилкой и покрыть воском, если требуется ощущение естественности. Если для второго слоя применялся состав цвета металла – серебра, латуни, то изделие просто покрывают матовым лаком.

Таким образом получают крайне правдоподобный эффект старины. На видео, как правильно сделать патинированную мебель с декупажем и без, рассматривается во всех подробностях.

Патинирование – превосходный дизайнерский прием. С его помощью кухонному интерьеру придают истинную аристократичность и элегантность. К тому же искусственная патина защищает дерево от влаги.

Краска патина для металла

Мода на старину в дизайне – очень странная вещь, ведь прочувствовать тонкую грань между «старьём» и винтажем может не каждый. Конечно, можно накупить старинных вещей и обставить ими своё жильё, но у них есть одна существенная проблема – отсутствие современной функциональности, к которой мы все так привыкли.

В этом случае остаётся лишь одно – купить современные вещи и искусственно их состарить. И поможет с этим краска патина для металла, о которой мы и поговорим в этой статье.

  • Что такое патина
    • Акриловая патина
    • Патина на основе порошковых красителей
  • Нанесение
    • Акриловая патина
    • Кузнечная патина

Что такое патина

Само слово – патина не имеет никакого отношения к краскам. По сути – это тонкая плёнка, образующаяся на поверхности изделия в результате его долгого взаимодействия с кислородом. Наиболее известным видом патины можно считать оксид меди – тот самый зелёный налёт, который появляется на поверхности после долгого использования, как показано на фото чуть ниже.

На разных металлах процесс окисления проходит по-разному, и соответственно патина имеет разные цвета:

  • Медь – зелёный.
  • Сталь – жёлтый или охровый.
  • Латунь и бронза – коричневый.
  • Серебро – тёмно-серый.

Именно патина защищает изделие от гниения и в то же время создаёт характерный внешний вид, который так ценится в винтажных вещах. Технология создания защитной плёнки на металле известна давно, к примеру, много лет оружие проходило специальный процесс, называемый – «воронение».

Металл становится в результате более стойким при взаимодействии с водой и воздухом, но есть несколько существенных недостатков такого способа:

  • Воронение – сложный процесс и его тяжело выполнить самостоятельно.
  • Высокая конечная цена изделия.
  • На создание такого покрытия требуется очень много времени.

    Но технологии не стоят на месте и сегодня любое металлическое или даже деревянное изделие можно состарить за несколько минут, и, при этом не потеряв качественных характеристик самого материала.


    Окись меди на старинной монете

    Если говорить о патине как о краске, то защитных функций у неё практически нет, это скорее декорирование, которое наносится поверх первого слоя и придаёт изделию вид состаренного.

    Сегодня в специализированных магазинах можно встретить патину самых разных цветов:

    • Серебро.
    • Медь в чистом виде.
    • Зелёная окись меди.
    • Золото.

    Это самые распространённые оттенки, так как они способны имитировать различные металлы и превращать обычное железо в золото или серебро.

    К сожалению, до «философского камня» патине далеко, поэтому некоторые производители выпускают совершенно экзотические оттенки, не призванные имитировать что-то:

    Чаще всего их используют, когда необходимо придать изделию схожесть с оригиналом.


    Кованые розы в красной и зелёной патине

    Акриловая патина

    Этот вид патины не используется на металле, так как имеет плохую адгезию с ним. Такие краски больше подходят для дерева, они проникают в поры изделия и подчёркивают древесную структуру и волокна.

    В результате такого покрытия изделие получает сразу несколько дополнительных качеств:

  • Проявляется структура дерева.
  • Игра на цветовых переходах придаёт изделию благородный вид.

    Совет! не стоит использовать патину на предметах мебели с характерной современной стилистикой. Такое покрытие вносит диссонанс в общее восприятие, и создаётся ощущение плохого вкуса хозяина.

    Покраска патиной мебели характерна для таких стилей, как:

    Тут она будет смотреться гармонично и выдержано в общей стилистике.

    Патина на основе порошковых красителей

    Прародителем этого вида патины можно считать известную всем серебрянку, которая в изначальном виде является порошком и требует разведения олифой.

    Именно порошковая патина используется для окраски металла. Продаётся она в готовом виде, а при нанесении для удобства можно растворить сольвентом или ксилолом.


    Патина по металлу в готовом виде

    Читайте также:  Чем приклеить гранит к металлу

    Совет! для патинирования металлических изделий покупайте только специализированную патину для кузнечных работ. Она имеет долгий срок службы и не истирается со временем.

    Ниже будет приведена подробная инструкция по нанесению патины, а пока подытожим всё сказанное и перечислим преимущества такого покрытия:

  • Как правило, кузнечные краски — матовые, и патина придаёт блеск изделию.
  • Появляется ощущение старины.
  • Обычная сталь принимает вид благородных металлов.
  • При помощи патины можно стилизовать мебель под общий дизайн интерьера.

    Нанесение

    Технология нанесения патины на металл и дерево очень различаются, так как акриловые и порошковые красители преследуют разные цели. Поэтому остановимся на каждом способе поподробнее.

    Акриловая патина

    Специалисты называют данную технологию состаривания деревянных изделий – истирание. Заключается она в том, что на дерево сначала наносится слой краски, которая будет являться подложкой, или, если мы говорим о готовом изделии, то этот этап можно опустить.

    • Перед тем, как красить патиной, поверхность проходят металлической щёткой или крупной наждачной бумагой. Часть покрытия при этом стирается и проявляется структура дерева.

    Совет! зашкуривая изделие, все движения должны быть в одну сторону и по волокнам дерева. Таким образом, проявится текстура, но не нарушится целостность дерева.

    • Далее, на поверхность густым слоем наносится акриловая патина нужного цвета. Ей нужно дать несколько минут, чтобы она проникла внутрь дерева, но не стоит забывать, что чем дольше пропитывается изделие, тем более тёмный получится цвет в итоге.
    • Теперь излишки краски вытираются мягкой ветошью или губкой. Та патина, что не успела впитаться в поры уйдёт, а волокна примут новый оттенок. Позже, когда изделие высохнет, можно добавить интенсивности цвета, добавив ещё один слой краски, или покрыть всё лаком для блеска.
    • Если технология нанесения и подготовки поверхности не совсем понятна, то можно посмотреть видео в этой статье, на котором подробно показаны все этапы.

    Кузнечная патина

    Довольно сложная технология, особенно, если наносить патину своими руками, не имея соответствующего опыта. Для этого нам понадобится некое подобие палитры, на которой можно размазывать краску.

    • Густая патина располагается в углу палитры, а кисть слегка смачивается в сольвенте или ксилоле, после чего краску нужно сильно растереть, до тех пор, пока кисть не станет практически сухой.
    • Теперь, лёгкими мазками, касаясь изделия самыми кончиками кисти, наносим патину. У нас получается не равномерное покрытие, а потёртости, которые и создают эффект старины. Таким образом покрывается всё изделие, и уйти на это может очень много времени, но и результат того стоит.
    • Очень часто при отсутствии опыта возникает желание захватить кистью побольше патины сразу, чтобы не растирать её через каждые несколько мазков. Делать этого категорически нельзя, так как покрытие получится неравномерным, а вместо эффекта старины появится плохо прокрашенное и облезлое изделие.

    В любом случае лучше сначала потренироваться на чём-то другом, и уже когда рука почувствует уверенность, можно браться за патинирование изделия. Теперь вы знаете, как выполняется эта работа и все сделаете по технологии.

    Способы и правила патинирования меди

    Патинирование меди, или оксидирование, — это создание на поверхности металла искусственной оксидной пленки. Его применяют для состаривания медных и латунных украшений, предметов интерьера из бронзы (например, деталей шкатулок или мебели, статуэток). Антиквары обрабатывают монеты, чтобы придать им аутентичный вид после чистки, когда натуральная патина повреждена или ее пришлось снять.

    По составу искусственные оксидные пленки аналогичны атмосферной патине, но некоторые из них легко стираются, поэтому их покрывают лаком. Есть несколько способов обработки металла для нанесения на него пленки оксида, при этом патинирование латуни и меди проводят одинаково:

    • Химический (обработка химреактивами). Часть растворов токсична или работа с ними требует соблюдения сложной технологии; другие можно без боязни использовать дома.
    • Электрохимический (обработка в ванночке с электролитом).
    • Термический (воздействие огнем).

    Перед началом работы предмет очищают, обезжиривают спиртом или средством для посуды, промывают и высушивают. Изделия с рельефными деталями и монеты после обработки не протирают тканью, а сушат в опилках. Ткань стирает непрочные пленки, а в углублениях остается влага, и цвет в них продолжает меняться, хотя и менее интенсивно.

    Быстрые способы

    1) Патинирование меди в домашних условиях можно проводить всеми способами, однако самый простой из них — термический. Если водить струей огня по поверхности металла, получаются радужные разводы от бледно-желтого и оранжевого до лилового — по мере нагрева окраска металла становится темнее. Если у вас нет ювелирной горелки, зажмите украшение в плоскогубцах и «обмакивайте» его в краешек пламени на конфорке кухонной плиты. Опустите раскаленную деталь в воду, и «цвета побежалости» зафиксируются, а чтобы окраска не стиралась, ее покрывают лаком.

    2) Для простого химического патинирования используют серную мазь. Наложите слой мази на деталь и оставьте на 3-4 часа, а потом вымойте ее мылом или средством для посуды.

    • Серная мазь очень жирная, поэтому не применяйте ее для предметов с рельефом: из углублений трудно убирать ее остатки.
    • При окислении меди на воздухе образуется темная и неустойчивая к истиранию патина. Наносите состав на предметы, погруженные в воду, смазав их вазелином: мазь ляжет равномернее, а оттенок будет слабее.
    • Чтобы снять неудачную патину положите украшение или монету на 10 минут в теплый раствор лимонной кислоты или отмойте хозяйственным мылом под струей воды.

    3) Безопасный и действенный способ облагородить цвет брошки, кольца, монеты — использовать вареное яйцо. Дайте ему остыть, поместите в пакет, разомните вместе со скорлупой и положите в смесь обезжиренный предмет. Через полчаса на украшении появится «налет старины», а 5-6 часов выдержки дадут прочную радужную патину.

    Состав с серной печенью

    Серной печенью, или печеной серой, называют сернистое соединение натрия или калия, полученное сплавлением порошка серы с поташом (древесной золой) либо содой. Она продается в магазинах химреактивов в виде гранул, порошка или геля. Состав с содой можно приготовить самостоятельно:

    • расплавьте 20 г серы и добавляйте в нее соду, пока смесь не перестанет пузыриться;
    • долейте 50 мл воды, перемешайте и кипятите 2 минуты.

    Когда жидкость отстоится и остынет, ее сливают, оставляя осадок, и хранят в холодильнике в закупоренной непрозрачной банке 2-3 дня. Для раствора из покупного сырья берут 10-20 г порошка либо гранул на литр воды, а гель наносят в неизменном виде или разбавляют. В подогретой жидкости реакция идет активнее, но можно прогреть под струей горячей воды саму деталь и опустить ее в холодный раствор. Цвет пленки варьируется от красновато-коричневого, пурпурного, густо-лилового до черного и зависит от концентрации, температуры и времени выдержки.

    Состав для чернения меди может испортить вставки в кольце, кулоне, сережках. Восприимчивы к реактивам жемчуг и некоторые камни — бирюза, агаты, яшма.

    Оксидирование в парах аммиака

    Нашатырный спирт, или 10 % водный раствор аммиака, применяют для тонирования меди в коричневый, оливковый цвет (в углублениях — до синего и черного), пятнистый голубой с вкраплениями меди. Если перед обработкой опустить деталь в раствор поваренной соли, на темной поверхности проступят ярко-голубые или темно-голубые вкрапления.

    Гладкая поверхность предварительно шлифуется наждачной бумагой или шлифмашинкой с насадками: тогда пленка ляжет ровнее и ее тон будет однороднее. Фактурную поверхность не шлифуют — перепады тона в углублениях и шероховатостях создают дополнительный художественный эффект.

    Каждый из вариантов патинирования меди в парах аммиака имеет свои недостатки и преимущества, на цвет пленки это не влияет. Учитывайте, что нашатырь способен повредить тонированные агаты, малахит, натуральный жемчуг, бирюзу. Он безопасен для кварцев (аметисты, цитрины), гранатов, стекла, камней Сваровски.

    1) Раствор наливают в рюмку (один колпачок пластиковой бутылки), ставят на дно контейнера, вокруг раскладывают предметы для обработки и закрывают крышку. Медь темнеет через 30-60 минут и приобретает темно-оливковый цвет. Таким способом удобно оксидировать большое количество деталей, но из-за низкой концентрации аммиака в воздухе процесс может длиться от 4 до 6-8 часов для других металлов.

    2) Деталь погружают в раствор. А если нужно состарить части украшения, вставки которого неустойчивы к раствору аммиака, их подвешивают в стеклянную емкость, на дно которой наливают нашатырный спирт. Для этого применяют проволоку сечением 0,4 или 0,3 мм: ее свободный конец выводят через дырочки в крышке. При этом способе оксидирование происходит за 10-15 минут.

    Если подвесить предмет не получится, мелкие детали кладут на подставки из колпачков, а крупные закрепляют на каркасе из деревянных палочек. При таком способе обработки одновременно окрашивают меньше предметов.

    Получив нужный оттенок, достаньте и промойте деталь. Иногда процесс проходится повторять, так как окончательный цвет патины проявляется, когда медь высохнет. Готовое украшение покрывают воском или лаком в аэрозоле, например, Krylon Matte Finish.

    Патинирование в опилках

    Для работы используют чистые отходы деревообработки. Опилки из клееной фанеры использовать нельзя, так как клей реагирует с патинирующим раствором. Таким способом на меди получают крапчатый розовый, голубой и черный оттенки, а на латуни — крапчатые золотой, зеленый или голубой, коричневый, черный. Раствор готовят из:

    • 16 грамм соли;
    • 300 мл (для латуни и других сплавов) / 600 мл (для меди) нашатырного спирта;
    • 700 мл воды.
    Читайте также:  Активные металлы список в химии

    Смешайте ингредиенты и пропитайте раствором опилки — они должны быть влажными, но не мокрыми. Поместите смесь в пластиковый контейнер, погрузите в них изделие, закупорьте емкость. Положите пару кусочков меди близко к поверхности смеси, чтобы по их цвету контролировать окрашивание, не касаясь обрабатываемого предмета.

    Раствор можно использовать не только с опилками, но и с другими впитывающими влагу носителями: сухой листвой, сеном, наполнителем для кошачьих лотков. Время обработки зависит от того, в каком носителе окрашивается металл (для меди в опилках это 4-6 часов, для латуни — от 12 часов до суток) и от структуры носителя. Материалы с мелкой текстурой нельзя ворошить во время процесса, а изделие в листьях или сене нужно поворачивать, чтобы окраска шла равномерно.

    Также на интенсивность цвета и другие параметры оксидной пленки влияют:

    • Пропорции нашатырного спирта и/или соли.
    • Увлажненность носителя. Если опилки недостаточно влажные, окрашивание будет слабым, если мокрые — крапчатой окраски не получится (поверхность меди стравится).

    Промойте и высушите детали в сухих опилках. Готовая смесь пригодна в течение нескольких дней, а раствор в герметичной таре в холодильнике либо погребе хранится довольно долго.

    Электрохимический способ

    Цветное («радужное») электрохимическое патинирование применяют не для состаривания, а для декорирования изделий. Его оттенки зависят от напряжения, температуры электролита, времени воздействия, текстуры поверхности. Как источник тока можно использовать автомобильный аккумулятор: «плюс» подается на медную палочку-анод, «минус» — на обрабатываемую деталь.

    Для приготовления электролита понадобится 60 г медного купороса; 90 г рафинада, 45 г каустической соды (едкий натр) и дистиллированная вода. Работать придется в резиновых перчатках, респираторе и защитных очках — раствор настолько едкий, что его можно было бы использовать для прочистки сантехники. Патинирование проводят с открытыми окнами в помещении с мощной вытяжкой.

    • Подогрейте 300 мл воды до 60-80 градусов, растворите в ней медный купорос и сахар.
    • В таком же количестве холодной воды растворите едкий натр, понемногу всыпая его в емкость (если всыпать порцию сразу, то вода закипит — при растворении NaOH в воде выделяется тепло).
    • К раствору едкого натра небольшими порциями и перемешивая доливайте раствор купороса с сахаром. Добавьте воды до литра.

    Патинирование медной монеты

    Получившуюся темно-синюю непрозрачную жидкость подогрейте до 80°С, опустите в нее украшение и выдержите минуту. После этого подавайте напряжение от 0,6 до 1,1 V, в зависимости от размера предмета (чем оно выше, тем быстрее реакция и темнее цвет). Так, при 0,7-1,0 V возникают золотистые с нарастанием к розовому оттенки; при 1,2-1,4 V — фуксиевые, которые переходят в зеленоватые; дальше идут синие и фиолетовые. После этого гамма повторяется, поэтому если вы не успели достать деталь, уловив нужную окраску, дождитесь очередного цикла.

    Зависимость цвета патины от времени воздействия.

    Время воздействия, секундОттенок оксидной пленки для меди
    2Коричневый
    2-3,5Фиолетовый
    3,5-5,3Синий
    5,3-6,3Голубой
    6,3-8,5Бледно-зеленый
    8,5-12Желтый
    12-13Оранжевый
    13-15,5Красно-лиловый
    15,5-17Зелено-синий
    17-21Зеленый
    21-25Розово-красный

    Попробуйте рывком повысить напряжение до 1,7-2 V на 1-2 секунды. Цвет патинируемой детали может оказаться любым, но скорее всего, вы получите оксидную пленку с голографическим эффектом. В зависимости от угла, под которым на него смотрят, поверхность кажется то красно-фиолетовой, то зеленой.

    Патина, полученная гальваническим способом, безопасна для кожи и довольно стойкая, но ее не помешает покрыть лаком, например, акриловым изоляционным Plastik 71. Он продается в магазинах для радиолюбителей («лак для печатных плат») и предназначен для защиты электронных компонентов от влаги и повреждений. В отличие от многих других составов, он не стирает и не меняет цвет оксидной пленки на патинированном металле.

    Патина – Patina

    Патина ( / р æ т ɪ п ə / или / р ə т я п ə / ) представляет собой тонкий слой , который по- разному образует на поверхности меди , бронзы и подобных металлов ( тусклость получают путем окисления или других химических процессов), или некоторые камни , и деревянная мебель (Sheen производства по возрасту, износ и полировка), или любое подобное изменение приобрели поверхность через возраст и экспозицию.

    Кроме того, кожа поклонники использовать этот термин для описания старения кожи высокого качества. Налет на кожаных изделий являются уникальными для типа кожи, частоты использования и воздействия.

    Patinas может обеспечить защитное покрытие на материалы, которые могли бы быть повреждены в результате коррозии или атмосферными воздействиями. Они также могут быть эстетически привлекательными.

    содержание

    использование

    На металле, патина представляет собой покрытие из различных химических соединений , таких как оксиды , карбонаты , сульфиды или сульфаты , образующихся на поверхности при воздействии атмосферных элементов ( кислород , дождь , кислотный дождь , диоксид углерода , серы водоносного соединения), общий пример из которых является ржавчина , которая образуется на чугуна или стали при контакте с кислородом. Налет также относится к накопленным изменениям в поверхностной текстуры и цвета , которые являются результатом нормального использования объекта , такие как монеты или предмет мебели с течением времени.

    Археологи также используют термин «патину » , чтобы обратиться к корковому слою , который развивается с течением времени , что обусловлено целым рядом сложных факторов на кремневых инструментах и древних каменных памятниках. Это привело каменный аналитикам инструмент в последнее время , чтобы как правило , предпочитает термин «cortification» в качестве лучшего термина для описания процесса , чем «патина» .

    В геологии и геоморфологии , термин «патины » используется для обозначения обесцвеченной пленки или тонкого наружного слоя , полученного на или в пределах поверхности породы или другого материала путем либо разработки к атмосферным воздействиям кожуры внутри поверхности горной породы, то образование пустыни лака на поверхности горной породы, или комбинации обоих. Оно также относится к развитию в результате выветривания в случае закаленный слой, называемый «корка » геологами, в пределах поверхности либо кремень или Chert узелка .

    Этимология

    Слово «патина» происходит от итальянской патины (мелкий слой месторождения на поверхности) , полученной от латинской патины (кастрюли, мелкая тарелка). Образно, патина может относиться к любому замирание, потемнению или другим признакам возраста, которые ощущаются быть естественными или неизбежными (или оба).

    Химический процесс, с помощью которого патины формы или намеренно индуцированное называется патинирование, а произведение искусства, покрытого патиной называется патиной.

    Приобретенная патина

    Зеленый налет , который формирует естественно на меди и бронзы, которую иногда называют Verdigris , как правило , состоит из различной смеси меди хлоридов , сульфидов , сульфатов и карбонатов , в зависимости от условий окружающей среды , таких , как сера , содержащие кислотные дожди . В чистом воздухе сельской местности, патина создается путем медленной химической реакции меди с диоксидом углерода и водой, образуя основной карбонат меди. В промышленных и городских средах , содержащих сернистый воздуха кислотных дождей из угольных электростанций или промышленных процессов, окончательные патины в основном состоят из сульфидных или сульфатных соединений.

    Патина слой занимает много лет, чтобы разработать под естественное выветривание. Здания в сырых прибрежных / морских условиях будет развиваться патина слои быстрее, чем те, в сухих внутренних районах.

    Фасадные облицовки ( медное покрытие , медная обшивка стен ) со сплавами меди, например , латуни или бронзы, выстоит в отличие от «чистого» медного покрытия. Даже прочный золотой цвет, возможно с медью сплав оболочкой, например Колстоном Холл в Бристоле, или Novotel в Paddington Central, Лондон.

    Часто, антикварное и хорошо использовал огнестрельное оружие будет развиваться патиной на стали после синьки , фосфатирование , или другой конец износился. Огнестрельное оружие в таком состоянии , как правило , считается более ценным , чем те , которые были повторно воронеными или parkerized. Патина защищает оружие от более повреждающей ржавчины , которые происходят бы были патина быть полировка.

    Прикладная патина

    Художники и металлисты часто намеренно добавить патины как часть оригинального дизайна и декора искусства и мебели, или имитировать древность в новоиспеченных объектов. Процесс часто называют огорчает .

    Широкий спектр химических веществ, как бытовые и коммерческие, могут дать различные патины. Они часто используются художниками как поверхностные украшения либо для цвета, текстуры, или обоих. Патины состав изменяется в зависимости от прореагировавших элементов , и они будут определять цвет патины. Для медных сплавов, таких как бронза, воздействие хлоридов приводит к зеленым, в то время как соединения серы (например, « печень серы ») , как правило , до коричневого цвета. Базовая палитра для патины на медных сплавах включает в себя химические вещества , как сульфид аммония (сине-черном), печень серы (коричнево-черный цвет), нитрат меди (сине-зеленый) и нитрат железа (желто-коричневый). Для произведений искусства, патинирование часто намеренно ускорено путем применения химических веществ с высокой температурой. Цвета варьируются от матового песчаника желтого до темно – синих, зеленых, белых, красных и различных саж. Некоторые цвета патины достигаются за счет смешивания цветов от реакции с поверхностью металла с пигментов , добавленных к химическим веществам. Иногда поверхность усиливается депиляции, замасливания или других видов лаков или сплошных покрытий. Проще говоря, французский скульптор Огюст Роден используется для указания помощников в своей студии , чтобы помочиться над бронзами , хранящихся во внешнем дворе. Патины , может быть получено на меди путем применения уксуса ( уксусной кислоты ). Эта патина является водорастворимой и не будет продолжаться на внешней стороне здания , как «истинную» патина. Это, как правило , используется в качестве пигмента.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector