Землеройные машины для производства земляных работ - GazSnabStroy.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Землеройные машины для производства земляных работ

Землеройные машины для производства земляных работ

В настоящее время около 95% земляных работ в строительстве осуществляется механическим способом.

При выполнении земляных работ используют широкую номенклатуру различных по назначению, конструкции и принципу действия машин, которые разделяются на: – машины для подготовительных работ; – землеройно-транспортные; – экскаваторы; – бурильные; – для бестраншейной прокладки коммуникаций; – для гидромеханической разработки грунта; – для уплотнения грунтов.

Различают землеройные машины — одноковшовые и многоковшовые экскаваторы, землеройно-транспортные машины — бульдозеры, скреперы, грейдеры, грейдер-элеваторы; машины для уплотнения грунта, работающие по принципу укатывания, трамбования и вибрационного действия, — катки, трамбовки, вибрационные машины.

Одноковшовые экскаваторы копают грунт и перемещают его движением ковша. Усилие к ковшу передается от двигателя через трансмиссию. Сам экскаватор при этом остается на месте (одноковшовый экскаватор) или медленно передвигается (многоковшовый экскаватор-канавокопатель).

Экскаваторы перемещают грунт на небольшие расстояния (только на длину рабочего органа). Их используют для копания грунта и отгрузки его тут же в отвал или для копания и погрузки грунта в транспортные средства при перевозке на большие расстояния.

Многоковшовые экскаваторы (рис. 10) разделяются на траншейные экскаваторы с цепным и роторным рабочим органом. Имеются также экскаваторы поперечного копания с цепным рабочие органом и роторные экскаваторы, предназначенные для вскрышных и добычных работ при открытой разработке полезных ископаемых и для выполнения других видов земляных работ.

Одноковшовый экскаватор — наиболее распространенная и универсальная землеройная машина. Она состоит из ходового оборудования, поворотной платформы, рабочего оборудования. На поворотной платформе устанавливают один или несколько двигателей.

Ходовое оборудование одноковшового экскаватора предназначено для перемещения экскаватора в забое по мере выработки грунта и на небольшие расстояния в пределах строительной площадки. Ходовое оборудование одноковшовых экскаваторов бывает гусеничное, пневмоколесное, шагающее. Для специальных работ применяют плавающие экскаваторы, устанавливаемые на понтонах.

Гусеничное ходовое оборудование одноковшовых экскаваторов не предназначено для длительного передвижения на большие расстояния, так как при этом быстро изнашивается и преходит в негодность. Поэтому на расстояние более 15 км гусеничные экскаваторы перевозят специальным транспортом на трейлерах, по железной дороге или водным путям.

Рис. 10. Траншейный многоковшовый экскаватор: а — с цепным рабочим органом, б — с роторным рабочим органом

Пневмоколесные одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью 0,2—0,4 м3 могут своим ходом перемещаться с большой скоростью на значительные расстояния и широко применяются для выполнения небольших объемов работ.

Шагающие экскаваторы для передвижения имеют выдвигающиеся лыжи. Шагающий ход применяют на экскаваторах большой -мощности, предназначенных для работы в слабых грунтах.

На раме ходового оборудования устанавливают поворотное устройство с поворотной рамой экскаватора. Поворотное устройство состоит из роликов или шариков, находящихся между двумя кольцевыми дорожками, и работает как шариковый или роликовый подшипник. На верхнем кольце устанавливают поворотную платформу, которая вращается при помощи двух зубчатых колес. Малое зубчатое колесо вращается в подшипниках, установленных в платформе. Большое зубчатое колесо закреплено на раме ходового устройства.

На поворотной платформе размещается двигатель, трансмиссия, кабина машиниста и рабочее оборудование.

В зависимости от выполняемой работы на одноковшовые экскаваторы устанавливают различное рабочее оборудование, показанное на рис. 11.

Прямая лопата — основной вид рабочего оборудования, наиболее часто применяемый для разработки грунта и погрузки его в автосамосвалы или землевозные тележки, на железнодорожные платформы или в отвал. Обратная лопата может быть установлена взамен прямой лопаты, причем у большинства универсальных экскаваторов для монтажа обратной лопаты используют ковш, рукоять, стрелу, блоки прямой лопаты.

Обратную лопату применяют при рытье котлованов и траншей для укладки труб.

Драглайн применяют для разработки грунта и погрузки его в отвал.

Погрузка грунта драглайном в-транспортные средства производится редко, так как ковш подвешен на канатах, которые при разгрузке покачиваются и выгрузка в точно назначенное место (например, кузов автомашины) затруднена. При помощи драглайна отрывают котлованы, каналы, отсыпают из резерва железнодорожные насыпи, добывают полезные ископаемые.

Экскаватор-кран со стрелой драглайна используют на строительстве для монтажа сооружений.

Кроме названных видов сменного рабочего оборудования, экскаваторы используют со следующим оборудованием:

грейфер для погрузочно-разгрузочных работ и для разработки колодцев; корчеватель для удаления пней; струг для планировки; скребок и засыпатель для котлованов.

Кроме того, к стреле экскаватора может быть подвешена трамбующая плита для уплотнения грунта, металлический шар, или клин-молот для разрушения мерзлых грунтов, старых дорожных покрытий и зданий, подлежащих сносу.

Рис. 11. Сменное рабочее оборудование универсального одноковшового экскаватора

Универсальные строительные экскаваторы изготовляют различных размеров с ковшами емкостью от 0,15 до 2,5 м3 и применяют в зависимости от объема выполняемых работ.

Карьерные и вскрышные одноковшовые экскаваторы на уширенном гусеничном и шагающем ходу выпускают с ковшами емкостью от 2 до 25 мъ и более. Например, экскаватор ЭШ 25/100 имеет ковш емкостью 25 м3 при длине стрелы 100 м. Новокраматорский завод осваивает экскаватор значительно большей мощности и производительности.

Эти машины предназначены главным образом для открытой разработки полезных ископаемых и в этом учебнике не рассматриваются.

Большая маневренность ковша одноковшового экскаватора и значительные усилия, разиваемые на зубьях, позволяют использовать одноковшовые экскаваторы для разработки неоднородных грунтов с твердыми включениями. Многоковшовые экскаваторы с большим успехом применяют для разработки однородных грунтов.

Для бесперебойной работы экскаваторов обоих типов размер твердых включений в грунтах не должен превышать 0,20—0,25 ширины ковша. При больших размерах включений многоковшовые экскаваторы работать не могут, а у одноковшовых экскаваторов снижается производительность.

При благоприятных условиях (однородный грунт, однотипная работа и пр.) целесообразно использовать многоковшовые экскаваторы. Кроме того, управление одноковшовым экскаватором требует постоянного участия машиниста, управление же многоковшовым экскаватором почти автоматизировано, так как требует только периодического вмешательства для регулирования, направления, пуска, остановки и постоянного наблюдения за работой машины.

К землеройно-транспортным машинам относятся бульдозеры, скреперы, грейдеры, плужные канавокопатели и некоторые другие машины.

Землеройно-транспортные машины состоят из колесного или гусеничного тягача и прицепного или навесного рабочего оборудования. Эти машины режут грунт, перемещают и укладывают его, а также производят планировочные работы.

Землеройно-транспортные машины отличаются от землеройных машин тем, что резание и перемещение грунта осуществляются только при перемещении машин и неизменном или почти неизменном положении рабочего органа относительно трактора, а также тем, что для резания и перемещения грунта используют тяговое усилие тягача.

Перечисленные машины отличаются простой конструкцией, высокой производительностью, благодаря чему стоимость земляных работ получается низкой. Поэтому такие машины получают с каждым годом все большее применение в народном хозяйстве страны.

Землеройно-транспортные машины — универсальные машины, так как они могут выполнять разные земляные работы и перемещать грунт на различные расстояния. Однако в условиях распутицы, дождей и сыпучих песков применять их нельзя.

Машины для уплотнения грунтов

Уплотнение грунтов производится следующим образом: – статическим давлением — вальцами гладких, ребристых, кулачковых катков или катков с пневматическими шинами; – ударами трамбующих рабочих органов — трамбовками; – при помощи вибрации — вибрационными машинами.

Прицепные катки состоят из рамы, сварного или литого полого барабана и сцепных устройств. Барабан снабжен люками для загрузки в него балласта, который увеличивает вес катка и дает возможность уплотнять грунт на большую глубину (рис. 12).

Барабан вращается в подшипниках скольжения, закрепленных на раме. Гладкий барабан прицепного катка может быть оборудован кулачками, прикрепленными к стальным ободам, надетым на барабан.

На раме катка крепят скребок для очистки барабана, два сцепных устройства — переднее и заднее — и съемные косынки по углам для прицепки дополнительных катков. Часто работают двумя катками, соединенными один с другим, иногда тремя и реже работают сцепкой из пяти катков. Кулачковые катки уплотняют грунт на глубину 0,25—0,3 м, однако небольшой верхний слой грунта в 4—6 см остается неуплотненным.

Читайте также:  Как правильно установить наковальню?

Свеженасыпанный грунт достаточно хорошо уплотняется пневматическими шинами скреперов и самосвалов. При этом грунт надо отсыпать небольшими слоями.

Для равномерного уплотнения грунта некоторые катки изготовляют с раздельной подвеской пневматических колес, т. е. каждое колесо со своим грузом представляет собой как бы самостоятельный прицеп.

Рис. 12. Прицепной кулачковый каток:
1 — трактор. 2 — рама. 3 — барабан, 4 — кулачки, 5 — скребки, 6 — люк

Трамбующие машины уплотняют грунт на глубину 0,6—2,5 м и используются в тех случаях, когда нельзя применять метод укатывания, например в стесненных условиях. Недостаток этого способа уплотнения — возможность повредить от сотрясения .грунта находящиеся вблизи сооружения, здания, канализационные и другие трубы, проложенные в земле и т. д. Преимущество — возможность уплотнения грунта на большую глубину.

Рис. 13. Вибрационная машина для уплотнения грунта:
а — общий вид, б — схема работы; 1 — плита, 2 —двигатель, 3 — вал, 4 — дебалансы

Грунт можно уплотнять трамбованием при помощи экскаватора-крана, на котором вместо груза подвешивают специальную плиту весом 1,5—4 т, которую попеременно поднимают и бросают, делая по грунту 10—20 ударов в минуту.

Используется также навесное оборудование на тракторе Т-100. Рабочим органом этой машины являются две квадратные плиты, подвешенные на канатах сзади трактора. Попеременный подъем и сброс плит осуществляют кривошипно-полиспастными механизмами, смонтированными перед радиатором трактора. Эти механизмы приводятся в действие от коленчатого вала двигателя через редуктор.

Вибрационные машины применяют для уплотнения рыхлых свежеотсыпанных несвязных грунтов, а также для уплотнения супесей и суглинков.

Вибрацией называются колебания с малой амплитудой, производимые вибратором, который состоит из нескольких вращающихся неуравновешенных деталей-дебалансов. При вращении дебалансов происходит колебание корпуса, в котором они вращаются. Колебания корпуса передаются грунту и вызывают перемещение частиц грунта, вследствие чего грунт уплотняется.

Вибрационные машины бывают прицепные и самоходные. Вибрационная самопередвигающаяся машина состоит из виброплиты, одновального четырехбалансного вибратора, средние де-балансы которого вращаются в сторону, противоположную вращению двух крайних дебалансов (рис. 13).

Изменяя вручную при помощи специальной передачи положение одних дебалансов относительно других, машинист может регулировать величину и направление колебаний виброплиты и тем самым изменять направление движения машины.

Прицепной виброкаток состоит из рамы с дышлом, двигателя, установленного на раме, и барабана, внутри которого смонтирован вибратор. Двигатель соединен с вибратором клиноременной передачей.

Основными земляными работами при строительстве автомобильных дорог являются: возведение насыпей, разработка грунта в выемках, резервах и канавах, отделочные работы, подготовка котлованов под опоры мостов, а также планировочные работы. Земляные работы делятся на сосредоточенные и линейные.

К сосредоточенным относятся работы по устройству больших выемок и насыпей с объемом более 15 000 м3 на 1 объект, в том числе устройство подходов к искусственным сооружениям, переходов через болота и т. д.

К линейным относятся работы по устройству мелких выемок и насыпей, профилированию земляного полотна, отделке обочин и откосов. Насыпи обычно сооружают из грунта боковых резервов. Сосредоточенные и линейные работы выполняют различными специализированными отрядами, оснащенными предназначенными для этих целей машинами.

Широко применяются три основных способа производства земляных работ — механический, гидравлический и взрывной.

Механический способ заключается в отделении части грунта рабочим органом — ковшом, ножом или резцом; при гидравлическом способе грунт размывают струей воды, подаваемой под давлением гидромонитором, или засасывают заборной трубой землесоса из-под воды, иногда с предварительным механическим рыхлением грунта специальным наконечником в виде фрезы; в основу взрывного способа положено рыхление грунта или в случае необходимости перемещение земляных масс в нужном направлении (взрыв на выброс) путем взрыва зарядов взрывчатых веществ.

Каждый из этих способов имеет свои области применения. Поэтому ни один из этих способов нельзя считать наилучшим во всех случаях. Все они взаимно дополняют друг друга, и в каждом отдельном случае необходимо правильно сочетать их в соответствии с конкретными условиями работы.

В зависимости от трудности разработки грунтов, под которой подразумевается главным образом их сопротивление копанию, выбирают способ разработки и необходимые машины.

Отчет по лабораторной работе

«Автоматизация машин, механизмов и технологических

процессов для выполнения земляных работ»

Цель работы.

Изучить системы автоматизации и роботизации машин, механизмов и технологических процессов для выполнения земляных работ, позволяющих повысить общий технический уровень строительного производства.

Машины и механизмы для выполнения земляных работ.

Машины и механизмы для выполнения земляных работ в строительстве используются при разрыхлении плотных, скальных и мерзлых грунтов, планирования строительных площадок, подготовке оснований под дороги и проезды, разработке котлованов под фундаменты зданий и сооружений, рытье траншей открытым способом при прокладке городских коммуникаций и строительстве подземных сооружений, копании ям и приямков, зачистке дна и откосов земляных сооружений, обратной засыпке котлованов и траншей после возведения фундаментов и укладке коммуникаций, уплотнение фунтов и т.п.

Классификация машин на группы производится в зависимости от вида выполняемых работ:

) Машины для подготовительных работ.

) Машины для уплотнения грунта.

) Машины и оборудования для гидромеханизации земляных работ.

) Машины для буровых работ.

Классификация, конструктивные решения и область применения.

Машины для подготовительных работ:

-цепные бензомоторные пилы;

-корчеватели пней – собиратели и погрузчики;

-установка фрезерная для послойного рыхления;

-баровые машины (одно и двухбаровая);

-дискофрезерная машина; -гидромолоты;

-бурильные установки (ямобуры и бурильно-крановые машины оборудованные отвалом, грузоподъемностью 1 -3 т) и т.д.

Машины землеройно-транспортные: – бульдозеры (40% общего объема земляных работ); – скреперы (10% общего объема земляных работ); – грейдеры и грейдеры-элеваторы (до 1-2% общего объема земляных работ);

Машины землеройные (циклического и непрерывного действия):

– одноковшовые экскаваторы (прямая лопата, обратная лопата);

– грейфер (на жесткой и троссовой подвеске);

а) траншейные (роторные и цепные);

б) роторные стреловые-карьерные;

в) цепные-поперечного копания.

– гидромеханизироваяая разработка грунта (гидромониторы, земснаряды);

– установка для прокалывания и продавливания;

– водопонижающие (иглофильтры, глубинные насосы- скважины) установки;

– баровые установки на базе колесных и гусеничных тракторов.

а) статические и с вибропригрузом;

б) самоходные и прицепные;

в) с гладким, рельефным, кулачковыми вальцами;

– трамбовочные машины: а) трамбующие плиты на базе трактора (толщина уплотнения до 1-2 м)

б) трамбующие плиты на базе экскаватора (толщина уплотнения до 2-3 м);

– ручные электрические и пневматические трамбовочные устройства (толщина уплотнения до 0,3 м);

– виброплиты (толщина уплотнения 0,3-1,2 м):

в) автономные – от двигателя внутреннего сгорания;

г) с электродвигателем;

д) навешиваемые и. самоходные.

Автоматизация землеройных машин позволяет освободить машиниста от части операций по управлению машиной, что облегчает его труд, повышает производительность труда и качество работ. Машины, у которых часть функций, управления выполняют автоматические устройства, называются автоматизированными машинами.

Робот это автоматическая машина, стационарная или передвижная, состоящая из исполнительного устройства в виде манипулятора, имеющего несколько степеней подвижности, и перепрограммируемого устройства программного управления для выполнения в производственном процессе двигательных и управляющих функций.

Информационные и управляющие роботехнические системы представляют собой некоторые комплексы измерительно-информационных и управляющих средств, автоматически производящих сбор, обработк 5 передачу информацию, а также использование ее для формирования различных управляющих сигналов.

К техническим средствам автоматизации, относятся контрольно- инфомационные; регулирующие; защищающие от аварии; локальные системыуправления,

К общим, контрольно-информационным средствам автоматизации

машин и механизмов, предназначенных для выполнения земляных работ,

– количество пройденного пути;

– температура охлаждающей жидкости;

Читайте также:  Как сделать жидкий пластик в домашних условиях

– наличие топлива в баках;

-давление в системе тормозов;

– объем жидкости в гидросистеме;

– указатель сигнала поворота;

– прерыватель в сигналах поворота;

– загорание подфарников при заднем ходе;

– загорание подфарников при торможении и т.д.

К общим, регулирующим средствам автоматизации «машин и механизмов, предназначенных для выполнения земляных работ, относятся:

– ограничитель глубины копания;

– ограничитель поворота рабочего органа;

– блокировка рабочей части при не установленных выносных опорах;

– блокировка рабочей части при отсутствии заземления (для пневмоколесных машин);

К общим, защищающим от аварии средствам автоматизации машин и механизмов, предназначенных для земляных работ, являются:

– отключение двигателя при превышение допустимого отклонения от вертикали;

– защита электропривода от короткого замыкания,

– защита двигателя от аварийного заклинивания;

Машины для земляных работ (стр. 1 из 2)

Тема: Машины для земляных работ

1.Машины для земляных работ

2. Многоковшовые экскаваторы

1. Машины для земляных работ

Земляные работы являются составной частью строительства большинства инженерных сооружений.

Они включают в себя: отрывку котлованов, траншей и мелиоративных каналов; возведение насыпей, плотин; устройство закрытых проходок в грунте в виде шахт и туннелей под различные подземные сооружения; бурение горизонтальных, наклонных и вертикальных скважин при бестраншейной прокладке трубопроводов под насыпями железных и шоссейных дорог, для установки свайных опор в плотных грунтах, для закладки зарядов взрывчатых веществ при разработке грунтов взрывом и т.д.

Машины для земляных работ по назначению разделяют на:

– землеройные, предназначенные для выполнения одной операции – отделения грунта от массива (экскаваторы);

– землеройно-транспортные, которые не только отделяют грунт от массива, но и перемещают его (бульдозеры, скреперы);

– специальные, предназначенные для уплотнения грунтов (катки, трамбовки, виброуплотнители), для свайных работ (вибропогружатели, дизельмолоты).

Машины для земляных работ различают также по виду привода (электрический, внутреннего сгорания, гидравлический, комбинированный), но ходовому оборудованию (гусеничные, пневмоколесные, шагающие, рельсовые), по климатическому исполнению (обычное, северное, тропическое), по условиям воздействия на грунт (периодического действия, когда технологические операции выполняются последовательно или с частичным совмещением; непрерывного действия, когда все операции выполняются одновременно и непрерывно).

При открытом способе строительства метрополитена наибольшее применение получили одноковшовые экскаваторы – самоходные машины периодического действия, предназначенные для разработки грунта, погрузки его в транспортные средства и укладки в отвал или возводимое земляное сооружение.

Сменное рабочее оборудование одноковшовых экскаваторов (рис.1) предназначено для выполнения различных земляных работ. Прямая лопата (рис.1,а) служит для разработки грунта, расположенного выше уровня стоянки экскаватора, в процессе копания ковш движется вверх от экскаватора.

Обратная лопата (рис.1, б) служит для разработки грунта, находящегося ниже уровня стоянки, при этом ковш движется вверх в сторону экскаватора. Драглайн (рис.1, в) предназначен для разработки грунта ниже уровня стоянки; его ковш, имеющий гибкую подвеску на стреле, движется вверх в сторону экскаватора.

Грейфер (рис.1, г) – это грузозахватное приспособление с поворотными челюстями, предназначенное для выемки грунта из-под воды, погрузки и разгрузки сыпучих и мелкокусковых материалов, разработки узких и глубоких траншей, выемки грунта при проходке стволов способом опускной крепи в тиксотропной оболочке и производстве работ способом «стена в грунте».

Для разработки грунта слоями, параллельными поверхности забоя, используют машины послойного резания – бульдозеры и скреперы. Эти машины не только роют, но и транспортируют грунт на некоторое расстояние, поэтому их называют также землеройно-транспортными машинами. Работа таких машин возможна на грунтах, обладающих достаточной несущей способностью и хорошим сцеплением с колесами или гусеницами. В переувлажненных грунтах работа таких машин невозможна, поэтому в них предварительно проводят искусственное водопонижение.

экскаватор бульдозер скрепер

Рис. 1. Сменное рабочее оборудование одноковшовых экскаваторов:

а – прямая лопата; б – обратная лопата; в – драглайн, г – грейфер; д – копер для забивки свай; е – грузоподъемный кран; ж – струг; э – рыхлитель грунта

2. Многоковшовые экскаваторы

Многоковшовые экскаваторы применяются для рытья траншей, каналов, добычи глины и других, нерудных строительных материалов в карьерах.

По назначению многоковшовые экскаваторы разделяются на траншейные, карьерные и ирригационные; по способу работы – на экскаваторы продольного копания и экскаваторы поперечного копания. На открытых горных работах применяются полноповоротные роторные экскаваторы большой производительности.

Многоковшовые экскаваторы по конструкции рабочего органа делятся на роторные и цепные. Рабочий орган экскаваторов первой группы представляет собой вращающееся относительно своей горизонтальной оси рабочее колесо (ротор), на котором укреплены ковши.

Ковши многоковшовых цепных экскаваторов закрепляются на цепях, образующих криволинейный замкнутый контур.

Применение значительного количества ковшей рабочего органа экскаватора обеспечивает непрерывное копание грунта, уменьшает необходимые усилия, снижает инерционные нагрузки и способствует повышению производительности машины.

Рис.2. Многоковшовые цепные (а) и роторные (б) экскаваторы

1 – ходовая часть; 2 – двигатель; 3 – цепная передача; 4 – бункер; 5 – ковши; 6 – ковшовая цепь; 7 – ковшовая рама; 8 – транспортер; 9, 10 – механизмы для подъема и привода рабочего органа; 11 – ковшовый ротор

Бульдозер принадлежит к ряду спецтехники. Чаще всего он представляет собой колесный либо гусеничный трактор, оснащенный специальным рабочим органом. В его роли обычно выступает отвал. Отвал располагается вне колес бульдозера. Он может быть не только прямолинейным, но и криволинейным.

Основной задачей бульдозеров является перемещение и планировка грунтов, а также послойное капание земли.

Наиболее часто бульдозер можно встретить при выполнении такого вида задач, как добыча полезных ископаемых. Это связано с тем, что его довольно удобно использовать в карьерах и местах имеющих значительные неровности. Кроме того, использование бульдозеров довольно часто наблюдается при строительстве каналов, недвижимости, а также во время проведения строительно-ремонтных дорожных работ.

В зависимости от типа отвала бульдозеры различают:

с неповоротным отвалом

с поворотным отвалом

с универсальным отвалом

В первом случае неповоротный отвал на бульдозере устанавливается перпендикулярно главной оси машины. В отличие от него, поворотный отвал можно устанавливать, как и в предыдущем варианте, так и диагонально. Причем он может иметь наклон в любую сторону от основной оси.

Универсальный отвал представляет собой конструкцию, состоящую из двух частей. Они соединяются между собой на шарнирах и устанавливаются к оси под небольшим наклоном или перпендикулярно. Чаще всего бульдозеры с универсальным отвалом носят название путеукладчиков.

Существует также разделение бульдозеров по типу привода. Наиболее часто встречаются модели с канатным, гидравлическим и электромеханическим приводом.

Рис. 3. Бульдозер ДЗ-54:

1 – базовый трактор; 2 – гидроцилиндры поворота отвала; 3 – отвал; 4 – козырек; 5 – ножи; 6 – толкающие брусья; 7 – раскос; 8 – опорный шарнир

Базой бульдозера (рис.3) является трактор, оборудованный толкающей рамой, на которую навешен жесткий управляемый отвал, предназначенный для срезания грунта и его перемещения волоком. В транспортном положении отвал поднят над поверхностью земли, и бульдозер может передвигаться, не касаясь грунта отвалом. При движении трактора вперед для разработки грунта отвал опускают, его передняя, оснащенная ножами, кромка срезает слой грунта и перемещает его.

Скрепером называется землеройно-транспортная машина, приводимая в движение тягачом или собственным двигателем и предназначенная для послойного срезания грунта, транспортирования и разгрузки его, производимой в большинстве случаев (кроме моделей с разгрузкой назад) с последующими разравниванием и предварительным уплотнением.

С учетом основных признаков скреперы классифицируются:

1. По емкости ковша (м 3 ) – на скреперы малой емкости, с ковшом емкостью до 5; скреперы средней емкости, с ковшом емкостью до 6-15; скреперы большой емкости с ковшом емкостью более 15;

2. По способу загрузки – на заполняемые за счет подпора грунта при реализации тягового усилия базового тягача и загружаемые с помощью загрузочного устройства. К первому типу относятся скреперы обычного исполнения, а к второму типу – элеваторные, гребковые, роторные.

Читайте также:  Плавка железа в домашних условиях

3. По способу разгрузки – на машины со свободной, принудительной и полупринудительной (комбинированной) разгрузкой. В скреперах со свободной разгрузкой опорожнение ковша осуществляется под действием собственного веса грунта. В скреперах с принудительной разгрузкой полное опорожнение ковша осуществляется с помощью задней стенки. В скреперах с полупринудительной (комбинированной) разгрузкой часть объема грунта высыпается под действием собственного веса, а часть с помощью принудительной очистки.

4. По типу привода – на машины с канатным, электромеханическим и гидравлическим приводом.

Канатный привод состоит из следующих узлов: механической лебедки, системы полиспастов и направляющих блоков, а также рычагов управления. Электрический привод состоит из электродвигателя, шестеренчатого редуктора и зубчатого реечного механизма. К электромеханическому приводу следует отнести также привод, состоящий из электролебедки и канатно-блочного механизма. Гидравлический привод включает насос, бак с жидкостью, гибкие шланги и гидрораспределитель.

5. По способу агрегатирования – на прицепные, полуприцепные, самоходные и скреперные поезда.

Прицепной скрепер буксируется гусеничным или двухосным колесным трактором. Полуприцепной скрепер находится в сцепке с гусеничным или двухосным колесным трактором (тягачом) передней частью (хоботом) через опорно-сцепное устройство.

Производство работ землеройно-транспортными и планировочными машинами

Применение землеройно-транспортных и планировочных машин — скреперов, бульдозеров и грейдеров — дает возможность комплексно механизировать земляные работы, выемку, транспортирование и укладку грунта. Бульдозеры предназначены для разравнивания грунта, планировочных работ, засыпки траншей, разработки котлованов при перемещении грунта до 50 м.

Тракторные скреперы применяется для возведения выемок, насыпей, планировки площадок и на других работах, связанных с транспортом грунта на расстоянии до 200—1000 м, в зависимости от емкости ковша скрепера (1,5—15 v3). Грунты глинистые, суглинистые должны подвергаться рыхлению. Разработка влажных грунтов скреперами нецелесообразна. Схемы движения скреперов даны на рис. 26.

Грейдеры прицепные применяются для профилирования дорог, автогрейдеры — для дорожных и планировочных работ, грейдер-элеваторы — при возведении насыпей высотой до 1,5 м и при разработке выемок с погрузкой грунта в транспортные средства.

Основные характеристики землеройно-планировочных машин даны в табл. 152, 153, 154, 155.

Рис. 26. Схемы движения скреперов:

а — эллиптическая; б — восьмерка; в — зигзагообразная; г — поперечно-диагональная.

Таблица 152 — Техническая характеристика тракторных отвалов (бульдозеров)

ПоказательБульдозеры неповоротныеБульдозеры универсальные
Д-312Д-444Д-159БД-271Д-275Д-347Д313Д-259Д-290
Марка трактора„Беларусь»ДТ-54АДТ-54С-80Т-140ХТЗ-7ДТ-

55

C- 80Т? 40
Ширина отвала в мм200022802280303031801000-1750350041504300
Высота отвала в мм50080080011001100500800!ООП1200
Максимальное заглубление ножа в мм2001501501800100020017010001120
Максимальный подъем кромки ножа над землей в мм600500600800100050050011001260
Управлениегидравлическоеканатноегидравлическоеканатное
Вес трактора с оборудованием в т4,16,26,4513,316,841,857,1714,017,123

Техническая характеристика скреперов

Показатель
Полуприцеп ной Д-357ГПрицепные
Д-354Д-Я2Д-374Д-213А
Емкость ковша в м 3 .92,756,5710
Ширина резания ножами ковша в мм272019:0259225922830
Захваты боковыми ножами2160259225922830
Наибольшая глубина резания в мм300150300300350
Колея в мм:

передних колес/задних колес

900/16501640/17801470/1780
Вес в порожнем состоянии в кг18000 с тягачом2420660061009100
Марка трактора или тягача для буксировкиМАЗ- 529вДТ-54С-100С-100Т-140

Производительность скреперов в плотном теле за смену на грунтах I — III категорий в средних условиях в м3

Дальность возки грунта в м
Скреперы
Д-354Д-222Д-374Д-213А
100245395440680
200145255300410
300110195230320
40085150175250
500130150210
600190

Таблица 155 — Техническая характеристика грейдеров и автогрейдеров

Землеройные машины для производства земляных работ

Сэндвич-панели производство и продажа

Машины, механизмы и оборудование для земляных работ

Земляные работы производят механическим, гидромеханическим, взрывным и другими способами. В зависимости от указанных способов при производстве земляных работ выбирают соответствующие машины и механизмы, которые классифицируют на землеройные, землеройно-транспортные, гидромониторные установки, земснаряды, оборудование для уплотнения грунтов, бурения ям под опоры и столбы, транспортные средства.

Землеройные машины (одноковшовые и многоковшовые экскаваторы). Они предназначены для разработки грунта в отвал или в транспортные средства. Одноковшовые экскаваторы – универсальные машины для рытья котлованов, траншей, каналов, а также устройства насыпей и других земляных сооружений (см. схему ниже). Они оснащаются различным сменным навесным оборудованием: прямой лопатой для разработки грунта выше уровня стоянки экскаватора (см. схему ниже, поз. а); обратной лопатой для разработки грунта ниже стоянки экскаватора (см. схему ниже, поз. б); драглайном для рытья глубоких котлованов (см. схему ниже, поз. в); стругом для планировочных работ (см. схему ниже, поз. г). В строительной практике применяют экскаваторы с ковшами вместимостью 0,25; 0,4; 0,5; 0,65; 1; 1,25 и 2,5 м 3 .


Одноковшовые экскаваторы

Многоковшовые экскаваторы имеют рабочий орган в виде ковшовой цепи или ковшового колеса. Они применяются для разработки траншей под фундаменты и инженерные сети.

Землеройные транспортные машины (бульдозеры, скреперы, грейдеры) . Их используют для послойного копания, транспортировки, отсыпки и планировки грунтов. Бульдозер (см. схему ниже) – гусеничный или колесный трактор (тягач), имеющий навесной режущий рабочий орган -отвал с системой привода.


Бульдозер

1 – гидроцилиндр; 2 – штанга; 3 – отвал; 4 – нож.

Бульдозеры применяют для копания, перемещения и планировки грунта, а также для зачистки грунта в котлованах, разработанных другими землеройными машинами.

Грейдер (автогрейдер; см. схему ниже) -агрегат, имеющий режущий рабочий орган – отвал, ходовую часть и систему управления отвалом и другими механизмами. Применяется для планировочных и профилировочных работ при устройстве дорожных оснований.


Автогрейдер

1 – двигатель; 2 – рама; 3 – отвал бульдозера; 4 – ходовая часть; 5 – отвал автогрейдера.

Скреперы (см. схему ниже) – агрегаты, состоящие из ковша, установленного на колеса с пневматическими шинами, и системами привода ковша и тягача (колесного или гусеничного). Скреперы бывают прицепные и самоходные, применяются для послойного копания, транспортирования, отсыпки слоями и планировки грунтов.


Скреперы

а – скрепер с принудительной разгрузкой; б – то же, с полупринудительной; в – то же, со свободной.

Гидромониторные установки и земснаряды, агрегаты (см. схему ниже):


Средства гидромеханизации

1 – насосная станция; 2 – магистральный трубопровод; 3 – гидромониторы; 4 -передвигаемые гидромониторы; 5 – разводящий водовод; 6 – лотки для канавы; 7 -самотечный пульповод; 8 – землесосная установка; 9 – напорный пульповод; 10 – всасывающее устройство; 11 – судно с насосной установкой; 12 – папильонажные сваи; 13 – плавучий пульповод; 14 – береговой пульповод; 15 – обвалование; 16 – намываемое земляное сооружение.

Они состоят из гидромониторов, магистральных трубопроводов, насосных станций и других сооружений. Ими размывают, транспортируют и укладывают грунт с помощью воды. Кроме того, они служат для намыва земляных сооружений плотин, насыпей под железные и шоссейные дороги, для разработки котлованов, каналов, спрямления русла рек, добычи и сортировки песка, гравия и т.п.

Грунтоуплотняющие машины и механизмы. Они предназначены для послойного уплотнения грунтов. К ним относятся крючковые и вибрационные катки, катки на пневмошинах, трамбовочные плиты, вибрационные установки, навесные гидротрамбовки, вибраторы и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector