Ткачество на раме в домашних условиях - GazSnabStroy.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Ткачество на раме в домашних условиях

Основы домашнего ткачества для начинающих: рамка, станки и другие приспособления, описание процесса

Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.

Что понадобится начинающему ткачу?

Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.

Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.

Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:

  • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
  • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
  • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:

  • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
  • устройства, вводящие уток в зев;
  • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
  • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
  • устройство для перемещения и отвода полотна;
  • отпускание полотна с машины;
  • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.

У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:

  1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
  2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
  3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
  4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
  5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

Как ткать ткань в домашних условиях?

Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

  1. Распределить нити основы.
  2. Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
  3. Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
  4. Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
  5. По завершении работы подогнуть разрезы на картоне. Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.


Коврик из полос от старой одежды на рамке.
https://youtu.be/zU5fsvipxrA

Я так и не научилась ткать на берде, очень не понравилось чувствовать себя привязанной к опоре, странное ощущение. Чаще вместо него используют лентоткацкий станок, потому что работу на нем можно отложить и побежать на кухню мешать борщ, например. А основу с бердом надо отвязать от талии, аккуратно сложить и положить, чтобы не запутались нити, вернуться, снова привязать к талии. Но все равно учатся ткать на берде — это же традиция, как и сами пояса. Кстати, если наткала много поясов, а их почти не носят в жизни, то можно сделать полотно из сшитых между собой либо сплетенных поясов.

снова Рената

На рамке я когда-то пробовала, но не ткать, а плести. Может, немного неправильно термин использую, но там натянутые нити основы обвязываются по утку крючком.
Рамки делала муж, первоначально я использовала их для росписи ткани в стиле батик – купила в 1997 году набор для росписи в большой коробке и пыталась этим заниматься.

Ну а потом оставшиеся рамки использовала для других целей.

А ещё я ткала на картонке:

Но мне не нравится, что картонка иногда выгибается, хотя я брала толстенный картон от ящиков, только ножом можно было резать. Вместо уточных нитей использовала косичку из связанных крючком нитей в 9 – 10 сложений.

снова Рената

А вот какое бердо я купила:

Я уже нити натянула. Только пока некогда, у детей свадьба.

Рязанка

Продолжение ткачества.

Вообще не рекомендуется немного снимать еще не готовое полотно, чтобы посмотреть на орнамент, иначе будет искажение натянутости основных ниток. Но я очень хотела проверить, как получилась эта часть орнамента.

Поэтому профессиональные ткачи ткут подобные килимы на огромных рамках, но украинцы их ткут на станках.

снова Рената

Рязанка,
очень красиво получается.

А я тут посмотрела видео, и мне очень понравилась досочка с “порожками”, нити получаются поднятыми, сделала фотографии.

и деревянная плоская игла для продевания уточных нитей или тесьмы:

снова Рената

https://club.osinka.ru/topic-168155?p=8306808#8306808
Тут у меня ссылка на книгу “Коврики своими руками” Бобби Ирвинга.

Лучше поздно, чем никогда. 🙂

пост на реставрации. не удалять

Рязанка

снова Рената, это плетение, не ткачество. Книга хорошая, учит плести орнамент.
Ролик на русском языке.
https://youtu.be/ICYJCUfh2sY
Этот плетеный коврик толще тканого, на него уходит больше материала.


Вот странно, на ярмарках и выставках тканые половики распространены, а плетеных, как в книге рукодельницы Ирвинг, нигде не видела.

снова Рената

Рязанка,
у них Weaving – это и плетение, и ткачество – кто как переведёт на русский.

Рязанка

снова Рената, это верно. При этом в англоязычных группах на Фейсбуке по Weaving строго показывают фотки только с ткаными работами, редко бывают плетеные коврики и то в группе по “Rag Rug”, то есть о тканых и плетеных ковриках из текстильной или трикотажной полосы (” из тряпок”).

Однако ткачи не любят, чтобы ткачество путали с плетением, есть специальный пост об этом.
Автор Ирина Дворкина.
Примечание: несмотря на термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения, ткани и ковры «ТКУТ», а циновки, корзины и прочую утварь «ПЛЕТУТ».
.
Для примера возьмем рекламу Колледжа декоративно-прикладного искусства: «Профессиональная подготовка:
19143 «Ткач». Ручное (плетение гобеленов) и машинное (на ремизных станках) ткачество».
Тут сразу две ошибки.
1. Гобелены, как и гладкие (безворсовые) ковры не плетут, а ТКУТ.
Плетут корзины, циновки и другие утилитарные изделия.
При этом сохраняется термин «ткацкие переплетения», намекающий на происхождение ткачества от плетения.
Я не усматриваю в этом противоречия. Хотя нити между собой переплетаются, но процесс называется «ткачеством».
Кроме того, ворсовые ковры тоже не плетут, и даже не вяжут, а ТКУТ.
Несмотря на то, что ворсовые узлы «вяжут» на нитях основы.
2. Ткачество на ремизных станках тоже является РУЧНЫМ, т. к. весь процесс ткач/ткачиха производит своими руками и ногами. Станок – это всего лишь устройство, на котором закреплена основа, имеющее некоторые удобства по сравнению с обычной рамой.”

снова Рената

Я на сайте книжного магазина “Лабиринт” заказала книгу М. Бохан про гобелены. Должны скоро мне привезти.
Ну и дома у меня есть “собрание сочинений” – куча эстонских журналов “Рукоделие” на русском и эстонском языке с 1973 до распада Союза – там много о ткачестве.

Рязанка

снова Рената, о, знаю Бохан, она в списке друзей в Контакте и Фейсбуке. Я об ее тканых куклах рассказала в англоязычной группе по ткачеству на Фейсбуке, все в восторге от ее выразительных кукол! Она работает в театре теней с детьми.
У меня книга Дворкиной о гобелене за 10 вечеров, также первые ее книги о ткачеств.

Рязанка

Ну и дома у меня есть “собрание сочинений” – куча эстонских журналов “Рукоделие” на русском и эстонском языке с 1973 до распада Союза – там много о ткачестве.

Ого, тогда были статьи о ткачестве в эстонском журнале по рукоделию? В советских журналах для женщин совсем не было о ткачестве почему-то.

снова Рената

Рязанка,
было, много всего. Но тоже не в каждом, а примерно через журнал. Больше всего в этих вязания. Из-за этого и покупала.
А гобеленов в Эстонии много ткали – шерсти у них было завались. И пряжу пряли, и гобелены и сумки ткали.

Читайте также:  Приспособление для гибки проволоки своими руками
снова Рената

Вот книга, которую я заказывала.
Автор – Мария Бохан.

К тому же я в одной из соцсетей познакомилась с автором этой книги!

Ручное ткачество: бесконечное множество идей для применения

Ручное ткачество: бесконечное множество идей для применения

Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.

Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.

В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.

В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.

Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.

Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.

Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».

Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.

Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавять валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.

Дизайнеры иодных домов тка же используют в колекциях полотно ручного ткачества.

Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.

Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.

Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.

Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.

Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий вы можете сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений.

При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.

Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.

Плед из квадратиков:

Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи 🙂

Если хотите сделать треугольную шаль, то вам пригодится вот такая конструкция:

А для одежды делаются рамы по форме выкройки. Только обязательно учитывайте что после снятия с рамы полотно сжимается, поэтому рама должна быть больше выкройки на процент усадки. Делайте образцы!

Для круглых ковриков используют Хула-хуп 🙂

На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов. Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.

Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.

Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.

Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.

В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.

Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением. Существует огромное количество способов плетения, а некоторые рукодельницы даже изобретают собственные.

На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.

Как видите, ручное ткачество остается востребованным и в 21 веке.

Всем занимающимся этим видом творчества и всем желающим приобщиться к ткачеству желаю успехов и вдохновения!

Виды ручного ткачества

Приглашаю вас на небольшую экскурсию в мир ручного ткачества. Здесь вы можете ознакомиться с основными приемами этого вида рукоделия.

Ткачество зародилось ещё в первобытнообщинном строе, и всегда было необходимо при разных исторических этапах жизни человечества. Известно, что простой ручной ткацкий станок был создан уже за 5-6 тысяч лет до н.э. Изначально, для ткачества использовали натуральное волокно — из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти.

В древние времена ткачество было необходимо, чтобы изготовить одежду, обувь, подстилку. Позже крестьяне стали ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей.

Ткачество на станке

Ткацкий станок (ткацкий стан, кросны) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

Ткачество на бёрдышке

Что же такое бёрдышко? Это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов — продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.

Читайте также:  Можно ли класть кафель на фанеру?

Ткачество на дощечках

Ткачество на дощечках — это ещё один способ для создания поясов и других изделий с орнаментальными узорами.

Ткачество на сволочке или ниту

Один из способов создания поясов с узорами.

Гобелен

Гобелен — это один из видов ручного ткачества.

Яркие и красочные гобелены, изначально были безворсовые — гладкие, но сейчас гобелены часто имеют ворс и выполнены в смешанной технике. Различна длина ворса. Размер изделия тоже может быть разным — на всю стену, или же всего 20*20 см — так называемые мини-гобелены.

При создании гобелена могут быть использованы самые разные материалы, пряжа и не только. Очень интересные эффекты получаются при использовании непряденой шерсти, различных натуральных волокон — лен, сизаль, шнуры металлические нити. Используется различные техники ткачества, а также приемы плетения макраме.

Ткачество на рамке

Ткачество на рамке — вид ручного ткачества для изготовления изделий размером менее одного метра.

Для работы потребуется деревянная рама необходимого размера. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. Толщина нитей основы приблизительно такая же, как и утка, которую вы будете использовать в работе. Но в принципе, она не играет большой роли, так как потом она полностью закрывается нитью утка.

Ткачество на картонке

Для работы подготавливают кусок картона нужного размера по длине и ширине или диаметру, делают надрезы ножницами на одинаковую глубину и ширину по его верхней и нижней части. Натягивать нити нужно довольно сильно, но не настолько, чтобы картон стал выгибаться. Нити основы должны быть натянуты и расположены только с лицевой стороны картонной заготовки-рамы. Рабочую нить лучше всего вдеть в толстую длинную иглу с широким ушком.

мастер- класс Ткачество на раме
методическая разработка на тему

Презентация. работа с учениками

Скачать:

ВложениеРазмер
ткачество на раме1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МАСТЕР – КЛАСС Автор: Татьяна Семеновна Косачева

ТКАЧЕСТВО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯ

Ткачество – одно из древнейших ремесел. На территории нашей страны люди научились ткачеству с периода неолита IV тыс. лет до н.э. В музеях страны имеется большое количество образцов тканей и ковров, изготовленных народами Горного Алтая. Так фрагментам красно-коричневой ткани из Услус-Орана 35000 лет. Ткацкие устройства того времени были очень примитивными, ткань грубой. В VII-IX в.н.э. ткачество было распространено по всей территории занятой славянскими племенами, о чем свидетельствуют археологические раскопки. В Древней Руси ткачество было домашним занятием. В деревне ткацкие станки стояли в каждой избе. Женщины мастерили в любой свободный час, особенно зимой. Деревенские ткани были частью натурального оброка. В неурожайные годы женщинам приходилось ночью при свете масляных плошек нарабатывать ткань для городских торгов.

Ткачество всегда занимало важное место в жизни людей. Почти у всех народов мира есть мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей, которые нашли отражение в литературе и искусстве того времени. В древнегреческой литературе (гомеровском эпосе) очень много упоминаний о ткачестве. Так, ткачество — излюбленное занятие богини Афины. Ткали почти все упоминаемые в поэмах женщины: Арета , Елена, Пенелопа, Цирцея и др. Из вазовой живописи известно, что ткацкий станок вертикального типа с подвешенными к нижней части основы грузилами, описанный Гомером, был известен по всей Греции.

Как же изготовлялись первые ткани? Раскопки древних стоянок первобытного человека, а также первых городов в различных районах мира показывают, что в основном использовалась рама, на которую натягивались продольные нити – основа. Эти нити переплетались с поперечными нитями – утком.

Основные элементы ручного ткачества – рама, товарный вал, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок – были созданы человеком еще в доклассовом обществе. Первый древнегреческий челнок Древнегреческий ткацкий станок

Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний. А все те места, где заканчивалась ткань и начиналось открытое тело – рукава, ворот, подол – покрывались обережным узором. Ведь через эти места могли проникнуть болезнь и порча.

Домашний коврик круг Прямоугольник

Ткань для работы

Инструменты крючки для вязания ножницы молоток гвозди деревянная рама

Рамка для работы Приспособлением для домашнего ткачества служила простая деревянная рама.

Схема ткачества основа На раму параллельно одной из ее сторон натягивались нити – основа будущего коврика

Технологическая последовательность ткачества домашнего коврика Утком (берем полоски ткани), переплетаем через основу

Итог работы . Ткачество коврика на раме в домашних условиях Можно ли научится ткачеству коврика в домашних условиях? Какие трудности возникали во время практической работы? Выставка творческих работ участников.

Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод.

Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе».

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность.

Ткачество на станке из бисера.

Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, .

Данный мастер-класс формирует знания и умения по технологии изготовления герданов в технике бисерное ткачество, значению древнерусских символов.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector