Споттер из инвертора своими руками - GazSnabStroy.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Споттер из инвертора своими руками

Как сделать споттер своими руками по чертежам

Споттер — это модификация сварочного аппарата, с помощью которого делается кузовной ремонт автомобилей. Такие работы, как правило, требуют наличия специальных знаний строения автомобиля. Определённые места в нём часто нельзя выровнять изнутри. В этом и помогает такой аппарат. Из-за высокой стоимости заводских моделей мастера часто интересуются, как сделать споттер своими руками из сварочного аппарата.

Споттер, его применение и конструкция

Такой инструмент используется для выравнивания вмятин автомобиля тогда, когда ремонт извне невозможен. Им можно нагреть часть металла, и при этом повреждения кузова будут незначительными.

В частности, он используется в таких целях:

  • рихтовка кузова;
  • выравнивание поверхности кузова без потребности его разборки.

Колоссальная и незаменимая польза от этого аппарата заключается в его использовании для выравнивания кузовных частей, когда доступ к определённым деталям ограничен из-за специфического строения автомобиля. При рихтовке повреждённых частей кузова специальный крепёж устройства приваривается к деформированной поверхности, а затем вытягивает её наружу. Также следует отметить, что споттер способен при работе нагревать металл, и это способствует быстрому выравниванию, получению жёсткости и нужной формы.

Существует несколько схем, по которым можно собрать устройство. Для таких целей может использоваться не только сварочный аппарат, но и старый аккумулятор, микроволновка, инвертор или трансформатор. Сварочный аппарат из аккумулятора своими руками сделать несложно.

Работа такой конструкции заключается в точечном вытягивании повреждённой детали по принципу действия молотка.

Выглядит это следующим образом:

  • обратный молоток аппарата закрепляется на кузове с помощью сварочного импульса;
  • ручник устройства необходимо протянуть по направляющей к себе, при этом опорная шайба остаётся на месте.

Самый простой споттер имеет 2 режима:

  • временный, когда на поверхности закрепляется кольцо;
  • сварочный — применяется лёгкая сварка электрода с поверхностью, когда аппарат крепится к автомобилю.

Точечная сварка на основе инвертора

Контактная сварка из инвертора, изготовленная своими руками, является наиболее распространённым видом самодельного споттера для рихтовки. Существует множество способов сборки этого прибора.

Такой вид споттера очень похож на контактную сварку и является ее модификацией. Но его конструкция имеет отличительную черту — в ней отсутствуют клещи. Именно поэтому его можно считать аналогом электродуговой сварки, в которой ток проходит сквозь корпус автомобиля. Один контакт сварки присоединяется к поверхности, а вторым выступают насадка и шток.

Инверторное устройство

Основной деталью устройства является пистолет, который можно сделать из аналогичного приспособления для строительного клея или от полуавтоматической сварки. Многие интересуются, как собрать пуллер своими руками. Схема довольно простая.

Включает она в себя следующие элементы:

  • инверторная сварка;
  • реле трёхстороннее.

Для того чтобы собрать его, понадобятся такие детали:

  • 200 вольтовый тиристор;
  • трансформатор, который регулирует напряжение и понижает его до 12 вольт;
  • реле (30 ампер);
  • диодный мост;
  • контактная группа;
  • кнопка для управления.

С помощью диодного моста происходит подключение трансформатора к сети, а к мосту подсоединяется тиристор.

Споттер работает по следующему алгоритму:

  • нажимается кнопка питания, запускается конденсатор и на незначительное время тиристор и резистор;
  • в последующем с помощью диодов подаётся напряжение на трансформаторную обмотку;
  • дальше электрод (направляющая) сваривается с поверхностью автомобиля;
  • при разрядке конденсатора закрывается тиристор, а трансформатор теряет ток;
  • работа аппарата завершена, и только конденсатор продолжает заряжаться от трансформатора для дальнейшей работы.

В качестве альтернативы тиристоры и диодный мост заменяются симистрами. Конструкцию самодельного споттера необходимо тщательно рассчитать для его правильной работы. Он должен работать без перебоев даже с минимальными вложениями.

Необходимые материалы для работы

Для сбора аппарата нужно до 40 кубических сантиметров металла. По периметру тиристора перегревы случаются редко, чаще всего они возникают после кабеля. Шток устройства тоже может сильно нагреваться, поэтому желательно его делать из латуни.

Кабель аппарата должен быть с сечением 70 кв. миллиметров, а для длины молотка его достаточно 2 метров. Также необходимо обустроить импульсное управление.

Для начала следует вместе с медной шиной обмотать трансформатор вторичной обмоткой. Она может быть и алюминиевая. После этого нужно ещё два раза намотать слои обмотки. В результате должна получиться обмотка на 250 квадратных миллиметра (5 обмоток с шестью витками).

Также необходимо уделять большое внимание внешней части молотка (электрода). Как правило, в качестве рукоятки используют строительный пистолет для клея, а провод для него требуется термоизоляционный. Следует учитывать и то, что при работе изоляционная обмотка будет стягиваться.

Технические характеристики

Обратный молоток для кузовного ремонта, изготовленный из инвертора, имеет ряд особенностей. Технические характеристики у разных моделей могут отличаться, но функции и назначения у них похожи.

И у самодельного, и заводского устройства, которое имеет промышленное назначение, есть свои важные функции:

  • крепление шайб к поверхности с помощью споттера;
  • сварка происходит точечно с помощью электрода, который и вытягивает поверхность автомобиля;
  • наличие возможности прогревания деталей, их выравнивание и охлаждение;
  • простая конструкция аппарата делает его удобным в использовании;
  • два режима работы — один кратковременный с регуляцией времени, а второй постоянный;
  • наличие автоматической системы регулировки температуры, которая заключается в отключении прибора и охлаждении детали при высокой температуре, а также включении сварки при необходимости.

Технические характеристики самодельного устройства следующие:

  • наличие напряжения в сети 220 вольт для соответствующей работы аппарата;
  • частота работы 50 Гц.;
  • максимальная мощность 10 кВт;
  • максимальный ток 1250 А;
  • вторичная обмотка должна иметь максимальное напряжение 9 В ;
  • установленное время до 1.1 секунды;
  • два режима работы: один для точечной сварки с таймером, а второй постоянный, для обычной;
  • при точечной сварке максимальная сила тока должна быть не более 15 процентов от максимальной при сварке металла;
  • при угольной сварке максимальный процент не должен превышать 75%;
  • игла споттера и его шайба должны иметь силу тяги от 100 килограмм для нормальной работы;
  • размеры изделия 295х830х375 миллиметров;
  • максимальный вес всего устройства — 31 килограмм.

Как работать споттером с металлом

Есть технология работы таким аппаратом, которая используется мастерами уже длительное время. Она применяется для кузовных работ по автомобилю, устранению деформированных частей в труднодоступных местах. Как правило, подобные работы проводятся с дверьми автомобиля и его крыльями для того, чтобы не снимать такие детали полностью. Технология может применяться везде, где есть деформация поверхности внутрь.

Иногда начинающие мастера интересуются тем, как сделать самодельный аккумулятор и споттер. Точечная сварка из аккумулятора выполняется с помощью поступления тока в электрод, сваривания его с поверхностью, выравнивания поверхности пистолетом и простукивания молотком периметра вокруг повреждённого участка для его фиксации на нужном месте. Благодаря такому способу деформированную часть можно быстро выровнять и поставить в исходное положение. Втягивать нужно аккуратно.

После выравнивания деформированная поверхность шлифуется до того момента, когда сварочные точки от крепления будут удалены, а поверхность станет гладкой. Не нужно забывать об обязательном заземлении устройства. Также с аккумулятора должна быть снята минусовая клемма.

Технология работы со споттером выглядит так:

  • повреждённую поверхность необходимо зачистить до первого появления «голого» металла;
  • к деформированной поверхности прикрепляется минусовой контакт;
  • электрод сваривается с рабочей поверхностью;
  • вытягивание повреждённой поверхности на нужное место;
  • приваренный электрод удаляется с поверхности вращательными движениями;
  • зачистка поверхности от работы сварки и её подготовка к шпаклёвке.

Для работы с таким устройством, независимо от того, заводское оно или самодельное, необходимо иметь минимальный опыт работы со сваркой. Важным является соблюдение правил работы с подобным прибором. Это позволит рихтовать повреждённую поверхность быстро, качественно и, главное, безопасно. Споттер — это незаменимый инструмент для деформированных поверхностей автомобиля, которые требуют точечного ремонта. Такой аппарат можно собрать самому и не тратить деньги на дорогие заводские модели.

Переделка сварочного трансформатора

Прочитав инструкцию по сборке, можно узнать, как сделать сварочный аппарат точечного предназначения из трансформатора. Подобные чертежи можно найти в интернете на специализированных форумах.

Необходимо отметить, что напряжение обычного трансформатора как минимум 70 В, а для точечного применения этот показатель не должен превышать 6−9 В.

Для того чтобы переделать под нужные параметры, в трансформаторе требуется сделать новую обмотку или переделать старую. Если старая обмотка изымается, то её можно потом использовать в низковольтных устройствах.

Сварочные трансформаторы могут быть разных типов:

Преимущество последних в маленьком весе, но их переделка требует больших трудозатрат. Необходимое сечение обмотки применяется в связи с получаемым током. Споттер должен иметь напряжение не менее тысячи ампер.

Если плотность тока составляет 8 ампер на кубический миллиметр, площадь сечения провода не должна быть меньше 120 мм³. Работать с такими показателями очень сложно, поэтому если не будет длительного использования аппарата, то сечение можно уменьшить не менее чем 80 мм³. Его можно получить, если сложить вместе несколько проводов меньшего сечения. Для удобства использования такие провода следует скрепить между собой изолентой.

Для начала требуется определить количество витков. Для этого нужно сделать пробную обмотку с помощью обычного изолированного провода. После этого включается трансформатор и проверяется напряжение в пробной обмотке. Полученное напряжение необходимо поделить на количество витков. Это число будет показывать количество витков для напряжения в 1 В. Поскольку трансформатор следует переделывать на 6−9 В, требуется это число умножить на нужное напряжение.

В зависимости от полученных габаритов шины определяется возможность её размещения на трансформаторе. Если новая обмотка не помещается, необходимо удалить старую. Монтировать её нужно аккуратно, стараясь не повредить остальные детали трансформатора.

Месторасположение обмотки зависит от вида сердечника. Если использовать тороидальный или броневой трансформатор, вопроса о месте его расположения, как правило, не возникает.

Сделать споттер самостоятельно несложно, главное — терпение и желание. Необходимо также тщательно изучить инструкцию по сборке и эксплуатации. Таких материалов в интернете достаточно много.

Три простых схемы сборки споттера своими руками

Споттер — это обиходное название аппарата односторонней точечной сварки, предназначенного для ремонта кузовных деталей автомобилей. По своей конструкции он достаточно прост, поэтому изготовить споттер своими руками по силам любому домашнему мастеру, имеющему опыт работы с электротехническими устройствами. Единственное, в чем нельзя ошибиться, — это выбор мощности, расчет силы тока и количества обмоток. Народные умельцы используют в качестве источников питания различные устройства, но не все они способны обеспечить оптимальные рабочие режимы.

К примеру, самодельный споттер из микроволновки даже при применении нескольких трансформаторов от этого бытового прибора, в основном, пригоден для выполнения прогрева. В случае отсутствия достаточно мощной электросети в месте ремонта используют аппараты с автономным источником, состоящие из аккумулятора и схемы прерывания напряжения. Такие устройства имеют один существенный недостаток — ограниченное время работы. При сборке самодельного споттера можно воспользоваться различными системами управления: от простой кнопки с реле до инверторного источника. В последнем случае ток, поступающий из инвертора к месту сварки, регулируется с высокой точностью как по длительности, так по и амплитуде импульса.

Можно ли сделать споттер с заводскими характеристиками

Если правильно рассчитать параметры, выбрать надлежащие компоненты и качественно изготовить не только источник питания, но и инструментальные принадлежности, то самодельный споттер по своим функциональным возможностям ничем не будет отличаться от своего заводского собрата. При наличии некоторых радиолюбительских навыков блок питания и необходимые провода несложно изготовить своими руками. В качестве сварочного пистолета можно использовать любое изделие подходящей формы, конструкция которого позволяла бы укрепить на его концах резьбовые контакты и была бы удобна в работе.

Читайте также:  Заклепочник ручной какой лучше выбрать?

Для пистолета и обратного молотка потребуются несколько деталей, которые лучше всего выточить на токарном станке. Часть наконечников-электродов может быть сделана своими руками с применением обычного слесарного инструмента, но некоторые все же лучше заказать или приобрести готовыми. Для того, чтобы работать самодельным аппаратом, могут потребоваться дополнительные приспособления (пуллеры, гребенки, штанги), которые также могут быть изготовлены самостоятельно. Расходные материалы для споттера (сварочные шайбы, шпильки, волнистая проволока, угольные электроды и пр.) стоят недорого и свободно продаются в специализированных магазинах.

Основные компоненты для сборки

Для сборки и испытаний самодельного споттера нужны следующие комплектующие и расходные элементы:

  1. Корпус. Коробчатая конструкция из листового металла с передней и задней панелями. Обязательно наличие вентиляционных отверстий и клеммы заземления.
  2. Источник питания. В самом простом виде это переделанный своими руками трансформатор с защитным автоматом в первичной цепи.
  3. Кабели питания. Сварочный кабель должен иметь клемму для подключения к питанию и резьбовой контакт для присоединения к пистолету, а кабель массы — клемму и контактную площадку для сварного присоединения к кузовной детали.
  4. Схема управления. В минимальном варианте включает в себя кнопку-выключатель на пистолете, реле отключения входного напряжения, провода управления и блок питания цепи управления.
  5. Сварочный пистолет. На одном конце находится контактное резьбовое соединение для присоединения электродов и адаптеров, а на другом — гнездо для подключения сварочного кабеля.
  6. Оснастка. В базовом варианте включает в себя электроды для шайб и шпилек, обратный молоток и адаптер для подключения угольного электрода.

При условии, что все компоненты изготовлены без отклонений и ничего не придется подгонять и переделывать, для сборки своими руками потребуется обычный слесарный и электроинструмент. Из измерительных приборов могут понадобиться рулетка, штангенциркуль и мультиметр.

Сборка обратного молотка (инопуллера) своими руками

Для того чтобы собрать обратный молоток своими руками, необходимы следующие детали:

  • стальной пруток длиной 60 см, диаметром 17 мм, с резьбой на обоих концах;
  • стальная втулка со сквозным отверстием диаметром 15 мм, длиной 15 см и диаметром 40 мм;
  • возвратная пружина;
  • гайки и шайбы ограничителя хода;
  • адаптеры для крепления электродов.

Вначале на конец прутка, предназначенный для крепления в пистолет, надевается шайба и плотно затягивается гайка. Затем пруток пропускается через втулку и возвратную пружину. На последнем этапе на нижнюю резьбу крепятся шайба и гайка, а затем навинчивается адаптер электрода. Во время работы массивная втулка будет отталкиваться от пружины и совершать возвратно-поступательные движения между двумя шайбами.

Изготовление рабочего пистолета

Фирменные пистолеты для споттера обычно выпускают в виде устройств с пистолетной рукояткой. Многое из того, что изготавливают народные умельцы своими руками, только условно можно назвать «пистолетом». Нередко это просто цилиндр с кнопкой и клеммой для подключения кабеля на торце. Это связано с тем, что пистолет для споттера состоит всего из трех деталей: корпуса, контактного стержня и выключателя. Контактный стержень обычно изготавливают из латуни. На одном его конце находится резьба для крепления обратного молотка, а на другом — зажим для подключения питания. Для тех, делает такие устройства собственными руками, поместить его в пистолетный корпус или использовать как есть — дело личных предпочтений. При этом, несмотря на низкое напряжение сварки, он должен быть обязательно заизолирован: таковы требования правил техники безопасности.

Трансформатор для споттера

Для изготовления источника питания для споттера подойдет любой трансформатор. В Интернете распространены видео изготовления аппаратов точечной сварки на основе трансформаторов микроволновок и других бытовых приборов. При этом авторы этих поделок не сообщают, на какой ток рассчитаны их устройства, а это очень важно, т. к. проплавление поверхности металла при работе споттера должно происходить за доли секунд, никак не проявляясь с обратной стороны детали. Фабричные аппараты имеют мощность 3÷5 кВт при напряжении холостого хода 7÷8 В (напряжение при сварке – 1.5÷2 В).

Для споттера, собранного своими руками и предназначенного только для кузовного ремонта, достаточно мощности 1.5÷2 кВт. Рассчитать, сколько должно быть витков во вторичной обмотке трансформатора, несложно. Для этого количество витков первичной обмотки (новой) надо разделить на частное от деления 220 на 7÷8. Обычно получается буквально несколько витков.

Если количество витков в сетевой обмотке неизвестно, то вторичное напряжение можно подобрать опытным путем, отматывая или добавляя витки. Необходимо отметить, что для массы и пистолета следует использовать кабели с одинаковым сечением, соответствующим максимальному току вторичной обмотки.

Схема блока управления

В Интернете достаточно много электронных схем, которые подписаны как блоки управления споттерами. Некоторые из них относятся к промышленным образцам установок точечной сваркой (в том числе и старым), другие изобилуют электронными компонентами и обладают избыточными параметрами, а ряд схем вообще не имеет отношения к нашей теме. Во многих из предлагаемых устройств реализованы регулировки тока и напряжения холостого хода, а также управление длительностью сварочного импульса. Их изготовление предполагает определенную квалификацию, а применяемые детали не так уж и дешевы. Выбор одной из таких схем целесообразен, если предполагается делать споттер для коммерческого использования в небольшой автомастерской. А для устройств, которые изготавливаются своими руками и используются в домашних условиях, имеются более простых решений.

Схема споттера на базе сварочного аппарата

Для народного умельца, который имеет минимальные навыки в электротехнике и использует собранный своими руками аппарат для ремонта собственной автотехники и автомобилей знакомых, вполне достаточно устройства на базе старого сварочного трансформатора средней мощности с простым блоком управления. В этом случае оптимальный вариант — это система управления споттером из простых и доступных деталей, схема которой была опубликована в журнале «Моделист-конструктор» (см. ниже).

Автор использует серийный сварочный трансформатор мощностью 1 кВт с первичной обмоткой 200 витков (можно применить любой другой с подобными характеристиками). Вторичную он заменил двумя параллельными обмотками в 3 витка общим сечением 100 мм². Расчетное напряжение холостого хода по этой схеме — примерно 6.5 В. S1 – это входной автомат устройства. S2 — кнопка отключения, при замыкании которой подается напряжение на контактор K1 и размыкаются его контакты K1.1 и K1.2. Контроль за длительностью сварочного процесса визуальный. В принципе, данную схему управления споттером из сварочного аппарата несложно дополнить реле времени (в т. ч. электронным) и системой регулировки величины тока.

В видеоролике (см. ниже) автор самодельного аппарата применил именно такую схему, только вместо контактора он использует низковольтное реле, запитываемое от выпрямителя. Для споттера это единственно верное решение, т. к. в этом случае на кнопку, которая расположена на рабочем пистолете, подается безопасное напряжение.

Корпус для споттера и финальная сборка

В общем случае сборка самодельного споттера завершается помещением его основных элементов в корпус и выводом на переднюю панель клемм и органов управления. Корпус можно заказать по чертежу или просто эскизу или (при наличии возможностей) изготовить по месту. Иногда народные умельцы начинают эксплуатировать споттер, детали и провода которого просто разложены на верстаке или даже на полу. Этот вариант подходит только для отладки и подбора параметров, в постоянном режиме такой электрический установкой пользоваться нельзя. Поскольку существуют различные варианты изготовления споттеров своими руками, то их компоновки корпусов могут быть также различными. К примеру, если сварочный трансформатор предназначен для работы на открытом воздухе, то в этом случае аппарат может иметь вид устойчивого основания с трансформатором, клеммной колодкой и отдельным корпусом системы управления.

В других случаях варианты с корпусами могут быть иными, но элементы системы управления всегда должны быть надежно защищены от внешнего воздействия.

На базе аккумулятора

Споттер с аккумуляторным питанием подходит для тех мест, где сетевое электропитание не может обеспечить достаточную мощность, неустойчиво или вообще отсутствует, а объем кузовных работ незначителен. Обычно такая ситуация возникает при кузовном ремонте личного автомобиля в гаражном кооперативе или на дачном участке. Корпус такого самодельного споттера может состоять из небольшой опорной рамы для установки АКБ, к которой крепится клеммная колодка и реле, управляющее выключением. Если это разовая работа, то можно обойтись вообще без корпуса, прикрепив реле хомутом к аккумулятору.

На базе бытовой микроволновки

Для изготовления споттера своими руками также подойдет трансформатор из микроволновки. В этом случае единственным ограничением является его мощность, поскольку большинство печей СВЧ рассчитаны на потребление менее 1 кВт. Для решения этой проблемы можно использовать два-три трансформатора, включенные параллельно. Плюсом такого источника питания является небольшой размер используемых трансформаторов, которые можно разместить в ряд внутри малогабаритного корпуса. В результате получится довольно компактный и мобильный споттер. Единственно, чем придется озаботиться, — охлаждение внутреннего пространства такого устройства.

Как сделать электрод для споттера

Электроды и адаптеры для споттера — это небольшие цилиндрические насадки из латуни, каждая из которых используется для работы с определенными типами сварочного крепежа: шайб, гвоздей, шпилек, заклепок волнистой проволоки. В магазинах каждый из таких элементов может стоить от 500 до 1000 рублей и более, а для обычной кузовной работы необходимо как минимум пять-шесть разновидностей электродов:

  • для колец;
  • для точечной сварки;
  • для волнистой проволоки;
  • для сварки угольным электродом;
  • для треугольных шайб;
  • для шпилек и гвоздей.

Изготовить их самостоятельно не так уж и сложно, но требуются определенные навыки и наличие соответствующего оборудования. Как вариант, можно своими руками изготовить только самые простые насадки, а более сложные заказать в мастерской с токарным и сверлильным оборудованием.

В аккумуляторных споттерах в качестве источника питания обычно используют батареи емкостью 40÷60 А·ч. Если кому-нибудь приходилось работать с такими устройствами, напишите, пожалуйста, в комментариях: насколько быстро разряжается аккумулятор и как изменяется качество сварки по мере его разрядки.

Как своими руками сделать споттер из инвертора

Споттер представляет собой аппарат, предназначенный для выполнения точечной сварки. Это оборудование широко используется при выполнении рихтовки и восстановлении кузова автомобиля. Благодаря простоте конструкции таких аппаратов сделать своими руками споттер не составит особого труда.

Необходимо лишь использовать качественный инвертор, на основе которого выполняется сварочное оборудование.

Особенности применения

Если изначально споттеры использовались лишь при выполнении различных кузовных работ с автомобилями, то сегодня благодаря универсальности этого оборудования имеется возможность его использования в быту для качественной точечной сварки. С помощью самостоятельно изготовленных сварочных аппаратов выполняются всевозможные металлоконструкции, заборы из арматуры, осуществляется правка поверхностей кузовных панелей без необходимости разборки обшивки.

Основным назначением споттера является именно ремонт и восстановление кузовных панелей автомобилей. В том случае, когда выровнять детали изнутри невозможно, а их демонтаж представляет определенные сложности, используются споттеры, позволяющие выполнять качественную сварку, которая в последующем будет отлично защищена от появления коррозии.

Принцип работы

На сегодняшний день существует несколько вариантов электрических схем споттеров, которые изготавливаются из инвертора, трансформатора и старого аккумулятора. Самодельные аппараты функционируют по принципу молотка, позволяя вытягивать кузовные элементы без локальной покраски, а качество точечной сварки при использовании рабочего пистолета позволяет обеспечить максимально надежную и долговечную фиксацию кузовных элементов.

Самодельный споттер имеет несколько режимов работы:

  • Сварочный режим, с использованием угольного электрода, когда вся работа выполняется на минимальной мощности.
  • Кратковременный режим, при котором направляющую закрепляют с помощью специальных колец и вытягивают металл при его точечном разогреве.

Наибольшей популярностью сегодня пользуются модели аппаратов для точечной сварки, которые выполнены на базе инвертора. Такие устройства имеют специальный дополнительный пистолет, с помощью которого осуществляется точечный разогрев соединяемых металлических элементов.

Устройство на базе инвертора

Самодельные аппараты точечной сварки, выполненные на основе сварочного инвертора, отличаются простотой конструкции, имеют необходимую для работы с большинством металлов мощность и с легкостью могут быть изготовлены своими руками.

Читайте также:  Паяльник для полипропиленовых труб как выбрать?

Простейшие споттеры могут состоять из следующих элементов:

  • Корпус инвертора.
  • Кабель.
  • Острый пруток или электрод.
  • Пистолет стаддер.

Проще всего изготовить такой аппарат для контактной сварки используя инверторы, к которым через кабель крепят сварочный пистолет. Можно использовать как уже готовые покупные пистолеты стаддеры, так и изготовить их самостоятельно на базе металлического пистолета для герметика.

Преимущества самостоятельно изготовленных споттеров:

  • Возможность вытягивания металлических деталей без повреждения оригинального лакокрасочного слоя.
  • Удобство в эксплуатации.
  • Универсальность применения.
  • Возможность выполнения осадки металла с использованием графитовых электродов.
  • Наличие двух и более режимов выполнения сварочных работ.
  • Простота конструкции.
  • Доступная стоимость используемых компонентов.

Можно найти различные схемы изготовления инверторных споттеров. Можно подобрать как простейшие модели, которые предназначены для их бытового использования, так и профессиональные установки, сочетающие мощность, универсальность применения и расширенные возможности.

Для самостоятельной сборки аппарата потребуются следующие компоненты:

  • Контактная группа на 220 Вольт.
  • Диодный мост.
  • Реле управления на 30А.
  • Трансформатор, который понижает напряжение на 12 Вольт.
  • Тиристор на 200 Вольт.
  • Кнопки управления.

Подключение к сети осуществляется при помощи диодного моста и трансформатора. Тиристорная цепь и контактная диодная группа в инверторе повышает напряжение, после чего ток подается по кабелю на рабочий сварочный пистолет.

Используемый транзисторный диодный блок должен выдерживать максимально высокие показатели выходной силы тока, которые достигают 1500 Ампер. Управлять мощностью выходного сварочного тока можно при помощи шины, которая устанавливается вместо вторичной обмотки.

Несмотря на кажущуюся сложность, даже начальных навыков чтения электросхем и работы с радиодеталями будет достаточно для самостоятельного изготовления споттеров, которые могут использоваться не только в быту, но и для выполнения различного рода кузовных работ.

Необходимо лишь подобрать качественную схему исполнения аппарата для контактной сварки, и в последующем полностью придерживаться имеющейся на руках документации.

Корпус и кабели

Коробку изготовленного самостоятельно споттера можно выполнить из подручных металлических материалов. Проще всего использовать для этой работы корпус от старого компьютера. Наличие работающего вентилятора будет дополнительным плюсом, что позволит снизить температуру, позволяя улучшить продолжительность работы устройства без его отключения на обязательное охлаждение.

Внутри корпуса необходимо установить несколько вентиляторов, которые работают от 12 Вольт и позволяют осуществлять качественное охлаждение силовой части инвертора. Проще всего использовать компьютерные вентиляторы, которые напрямую подключаются к блоку управления и работают постоянно или по сигналу от температурных датчиков.

Наличие внутри корпуса компактных вентиляторов позволяет продлить время непрерывной работы устройства при максимальных показателях мощности.

Сварочные кабели лучше всего использовать уже готовые покупные с сечением не меньше 1 миллиметра на 10 Ампер мощности максимальных показателей тока. Для массы используют кабели с длиной не более 150 сантиметров, а рабочий провод выполняется не длиннее 250 сантиметров. В противном случае может отмечаться потеря силы тока, что отрицательно сказывается на работе аппарата и качестве сварки.

На обоих концах кабеля крепят резьбовые соединения для фиксации сварочного пистолета и подключения его к инвертору. Качеству соединения следует уделить должное внимание, так как от этого зависят потери силы сварочного тока. На обратной стороне силового кабеля для массы устанавливают быстрозажимный зажим или используют клеммы с резьбовым креплением.

Выполнение рабочего пистолета

Основным рабочим элементом споттера является сварочный пистолет, который позволяет осуществлять точечный разогрев металла. Если планируется постоянно использовать оборудование, то предпочтительно приобрести уже готовый заводской пистолет, который отличается простотой конструкции, надежностью и долговечностью. Если же споттер изготавливается для нерегулярного использования, то вполне по силам собрать рабочий пистолет из подручных приспособлений.

Проще всего выполнить его из монтажного клеевого пистолета, к которому приделывают надежную и удобную ручку из текстолита или других непроводящих ток материалов. В клеевом пистолете делаются соответствующие отверстия для направляющих, к которым в последующем фиксируется используемый электрод. Кабель от инвертора подключается к пистолету и при нажатии на спусковой крючок происходит подача короткого мощного импульса.

Кронштейн-держатель, который фиксирует сварочный электрод, выполняется из медной трубки прямоугольного или квадратного сечения. В качестве электродов используют медные прутки с диаметром 8—10 миллиметров.

Можно найти различные схемы и варианты изготовления пистолета для контактной сварки, которые подразумевают смену электрода без разборки выполненного устройства.

Сборка обратного молотка

Одним из преимуществ использования споттера является быстрая замена рабочих инструментов, что расширяет функциональные возможности такого оборудования. Для выполнения рихтовочных и сварочных кузовных работ используется обратный молоток или как его еще называют по-другому инопуллер. Изготовить своими руками простейший обратный молоток не составит труда. Выполняют его на основе металлического монтажного пистолета.

От старого монтажного пистолета отрезается часть, которая держит баллон с герметиком и монтажной пеной. На освободившуюся площадку приваривают три прутка, диаметром не более 10 миллиметров. К свободным концам прутков фиксируют сваркой кольцо, которое делается из прутка с сечением 6—10 миллиметров. Диаметр кольца не должен превышать 100 миллиметров.

У штока пистолета обрезают упоры и изогнутую часть. Вместо них приваривается крепление, к которому в последующем подсоединяют кабель от сварочного инвертора. Крепление кабеля можно выполнить при помощи двух гаек и болта с резьбой в М10.

С помощью обратного молотка может осуществляться высококачественная точечная сварка и рихтовочные работы без повреждения оригинального лакокрасочного покрытия.

При желании можно приобрести уже готовые обратные молотки, которые различаются диаметром рабочего органа и предназначены для использования на споттерах с различной мощностью.

Споттер из сварочного аппарата

Проще всего изготовить своими руками споттер из сварочного аппарата. В таком случае потребуется лишь дооснастить агрегат тиристором и диодом с требуемыми параметрами, что позволит осуществлять импульсную сварку. Дополнительно сварочный аппарат может оснащаться втягивающим реле, которое позволяет регулировать мощность подачи импульса.

Споттер из сварочного аппарата выполняется в полном соответствии с имеющейся схемой, а всё что останется сделать — это приобрести или изготовить самостоятельно рабочий пистолет и обратный молоток. Отдельные схемы исполнения споттера подразумевают возможность переключения режимов работы, когда используемый инвертор может работать как классический сварочный аппарат, так и устройство для точечной сварки.

Сделать споттер своими руками не составит особой сложности. Выполнить такое устройство для контактной точечной сварки можно из инвертора или старого сварочного аппарата. Необходимо лишь иметь на руках качественную схему, по которой будет выполняться сборка аппарата. Изготовить используемые рабочие пистолеты и обратные молотки можно из приспособлений для распыления монтажной пены и герметика. Выполнение такого оборудования своими руками позволит существенно сэкономить на покупке техники, изготовленной промышленным способом, при этом функциональные возможности самодельного оборудования не будут отличаться от дорогостоящих покупных агрегатов.

Сам себе костоправ: споттер для кузовных работ своими руками

Вы же знаете, что костоправ – это не про кости. Костоправ – это насчет кузовных работ в автомастерских. Ликвидация вмятин на кузове после дорожно-транспортных происшествий – дело непростое, не быстрое и весьма недешевое.

Особенно это касается автомобилей ранних годов выпуска, ведь в них части кузова крепятся не на болты, а намертво приварены к специальным лонжеронам. И не забыть про покраску зоны ремонта с захватом всех участков крепления кузовной части.

Простой способ рихтовки и сварки кузова

Понятно, что вопросом «сделать проще и дешевле» народ занимается долгое время. Способ «вытягивания» вмятин изобрели давным-давно. Дело довольно примитивное: вмятина выравнивалась специальным молотком обратного действия или с помощью лебедки и приваренного к кузову крепежного крючка.

А вот если проводится сварка споттером, то качество рихтовки кузова на порядок выше. Начнем с того, что споттер – это специальный аппарат для производства сварки высокой точности. Это называется точечной сваркой.

Если говорить о профессиональной качественной рихтовка кузова, без споттера не обойтись. А ведь можно сэкономить немалые деньги, не потеряв при этом качество ремонтных работ. Способ заключается в том, чтобы сделать споттер своими руками из сварочного аппарата. Заходим, читаем, разбираемся.

Как он работает: нюансы

Первым делом разберемся с функцией споттера. Он нужен лишь для одной операции: ремонта смятой кузовной поверхности без общего разбора всего корпуса. Больше всего он ценен при ремонте труднодоступных деталей, которые нужно по ходу ремонта рихтовать.

Споттер можно сделать из инвертора, а можно из аккумулятора или трансформатора – существует несколько возможных электрических схем. Принцип действия устройства – молоток обратного действия, работающий точечным способом.

Чаще всего у споттера следующие режимы работы:

  1. Кратковременный режим, при котором направляющая крепится в необходимом локальном месте с помощью специальных колец.
  2. Сварочный режим – основной, который проводится при минимальной мощности и с использованием угольных электродов.

Споттер из инвертора

Споттер из сварочного аппарата – самая популярная опция среди самодеятельных мастеров. Причина тому – мощность самодельного споттера: если он сделан не из инвертора, она будет попросту ниже.

Так рассуждать можно в ситуациях, когда напряжение пропускается через кузов автомобиля. Это происходит при подсоединении одного контакта к кузову, а вторым контактом становятся насадка и металлический шток. Сам прибор состоит из двух главных частей: тиристорного реле и непосредственно самого инвертора.

Вот что может понадобиться для сборки домашнего споттера, сделанного из старого аппарата для сварки:

  • трансформатор для управления реле, понижающий на 12 вольт;
  • тиристор на 200 вольт;
  • реле на 30 ампер;
  • кнопка управления;
  • контакты на 220 вольт;
  • диодный мост.

Трансформатор нужен в обязательном порядке: он запитывает цепь тиристора и включается в сеть с помощью диодного мост. Туда же подключено и тиристорное реле.

Как это работает

Как только нажимается пуск, сразу же подключается конденсаторная разрядка, временно подключаются резистор и тиристор, переменное напряжение через диоды подается напрямую на трансформатор, если точнее – на его первичную обмотку.

В процессе детали и электрод начинают нагреваться, плавиться и свариваться. Как только конденсатор разрядится, тиристор немедленно закрывается с одновременным обесточиванием всей обмотки аппаратного трансформатора.

Сварка заканчивается, зарядка конденсатора продолжается, что вполне пригодится для будущих работ.

Тиристор и диодный мост – детали заменяемые, их вполне можно заменить на симисторы. Главное – хорошенько продумать всю конструкцию вашего самодельного аппарата, ведь его работа должна быть абсолютно точной и корректной вне зависимости от размеров и потраченных на него денег и усилий.

Материалы

Чтобы понять, как сделать споттер из сварочного аппарата, нужно начинать с необходимых материалов. Сам тиристор не перегревается, греются лишь локальные места возле кабеля и металлический шток, поэтому лучше всего, чтобы он был сделан из латуни.

Кабель лучше взять с сечением от 70 мм². Для молотка и массы вполне хватит длины 1,7 и 2,1 м. Вторичная трансформаторная обмотка наматывается с шиной размерами 6,4 х 4,0, которая выполнена из меди. Шину можно заменить на алюминиевую.

На вторичную обмотку нужно добавить еще две. В итоге аппарат будет состоять из алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 мм², что составляет пять обмоток по шесть витков. В качестве молотка обратного действия в данном случае выступает электрод.

Читайте также:  Как узнать можно ли заряжать батарейку?

Рукоятку обычно делают из хозяйственного пистолета для клея. Кабель нужно найти и выбрать только с термоизоляционным слоем.

Функции и характеристики

Функции споттера следующие:

  • сварка ремонтных шайб для соединения деталей;
  • точечная сварка электродом для вытягивания металла панели;
  • прогревание деталей электродом с последующим охлаждением.

Главные технические характеристики, которыми должен обладать самодельный споттер из сварочного аппарата, следующие:

  • напряжение сети должно быть 220 вольт;
  • частота сетевого переменного тока – 56 – 60 Гц;
  • максимально допустимая мощность – 10 кВт;
  • максимальный рабочий ток – 1300А;
  • напряжение для вторичной обмотки 8 – 9В;
  • производительность – 15%;
  • тяговое условие для иглы – больше 100 кг;
  • тяговое условие для шайбы – 100 кг и выше;
  • размеры аппарата 380 мм х 290 мм х 840 мм;
  • вес конструкции 32 кг.

Как работать споттером

Технология работы придумана давно. Применяется она для ремонта поврежденных дверей автомобиля, крыльев кузова и других труднодоступных частей самой разной локализации.

Главное в работе – фиксировать вектор усилий в правильное место – к внешней стороне рабочей поверхности и деформированному участку, то есть к вмятине. Контактная сварка споттером производится с поступающим током, после чего рабочая поверхность равняется инерционным молотком или упором.

Следующий этап – шлифовка выровненной поверхности. Во время работ ни в коем случае не забываем о заземлении устройства и об обязательном отсоединении отрицательной клеммы от аккумулятора.

После тщательной очистки поверхности поврежденного участка к нему прикрепляется контакт для заземления, а также привариваются специальные крепежные детали. Зона повреждения – вмятины вытягивается. Следующее действие – с помощью вращения удаляются приваренные элементы, участок готовится к процессу шпатлёвки.

Что же касается правил эксплуатации и безопасности, то вполне достаточно выполнять общие правила. Тогда у вас все получится.

Советы специалистов

Мастера с опытом выполнения кузовных работ рекомендуют:

  • следить за заземлением корпуса – это обязательная мера безопасности. От аккумулятора следует отключать клемму «минус»;
  • дополнить схему споттера вспомогательными элементами цепи для предотвращения перегрузки и повышения мощности;
  • при желании рихтовать аппаратом силовые элементы авто выбор отдавать более мощным аппаратам. В них устанавливается стальной прут вместо электрода.

Собственноручно создать споттер несложно при наличии всех материалов и времени, только важно продумать расположение и тип элементов схемы. Простейшее устройство позволяет рихтовать авто в гараже, но на производствах его будет недостаточно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector