Как выбрать споттер для кузовного ремонта? - GazSnabStroy.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как выбрать споттер для кузовного ремонта?

Как выбрать споттер для кузовного ремонта автомобиля? Обзор характеристик, производителей и принципа работы оборудования.

Споттер – это оборудование, предназначенное для кузовного ремонта автомобиля за счет использования технологии точечной сварки. Такой аппарат позволяет выравнивать вмятины и прочие кузовные повреждения с внешней стороны без необходимости разреза металлической конструкции кузова или отдельной детали авто.

Технология, которая используется в споттере – это сварка сопротивлением. Все управление оборудованием происходит с помощью микропроцессора, к которому подключена панель с регуляторами настроек.

Если говорить простыми словами, то споттер для кузовного ремонта – это один из подвидов сварочных аппаратов. Основное его отличие от классической сварки заключается в том, что импульс сварочного тока формируется за счёт разряда конденсатора большой ёмкости и действует в течение очень короткого промежутка времени, настолько короткого, что даже краска с обратной стороны не успевает обгореть.

Для чего нужен споттер? С помощью данного устройства вытягивают двери авто, крышу, бампера и прочие кузовные элементы, и при этом, не тратя время на их снятие, разборку и выравнивание с обратной стороны. В любой автомастерской, которая занимается кузовными работами без качественного спотта не обойтись. Такой аппарат ускоряет ремонтные работы.

Настройки, которые присутствуют на корпусе споттера, задаются исходя из следующих параметров:

  • толщины металла детали.
  • тип насадки.
  • временного интервала проведения работ.
  • мощности.

Из дополнительных приспособлений, которые используются вместе со споттером, выделяют:

  • струбцины.
  • точечные крепежи споттера.
  • электроды.
  • приспособления для удаления вмятин.
  • элементы для вытягивания ребер.
  • насадки в виде полумесяцев и шпилек.

Применяя данный аппарат, вы сохраните заводские швы, и при этом результат будет высокого качества.

Классификация оборудования

Споттеры разделяют на два типа:

От направленности ремонта такое сварочное оборудование разделяют на несколько категорий:

  • для рихтовки кузова и отдельных деталей автомобиля. Это компактный ручной инструмент, в комплекте с которым поставляется обратный молоток и набор насадок.
  • для контактной сварки кузовных панелей с использованием клещей. В эту группу включают маломощные споттеры которые направлены на контактное точечное сваривание.

В зависимости от рабочего напряжения данные аппараты разделяются на подключение к:

  • 220В.
  • 380В.

Работают они примерно одинаково, но некоторые мастера говорят, что более качественные швы получаются именно от споттеров подключенных к 380В.

В основной комплект поставки такого оборудования входят:

  • крепежные элементы. Петли, волнистая проволока и прочее.
  • обратный молоток.
  • клещи пневматического типа.

Все дополнительные комплектующие, для осуществления сложного кузовного ремонта, можно найти в любом интернет магазине профильного направления. Старайтесь не экономить на оборудовании, ведь от качества его изготовления зависит и тот уровень работ, который вы будете предлагать клиенту.

Как работать со споттером?

Вы вполне можете проводить ремонтные работы с помощью споттера своими руками, нужно лишь изучить теорию и немного попрактиковаться на тестовых поверхностях.

Алгоритм работы тут будет следующий:

  1. Зачистка обрабатываемой поверхности. Вам нужно с помощью шлифовальной машинки и наждачной бумаги снять слой ЛКП с поврежденного участка кузова, где вы будете приваривать шайбы для вытягивания вмятин.
  2. К детали, которую ремонтируем, подключаем заземление. Важно! Если вы будете выравнивать деталь прямо на кузове авто, без снятия, то обязательно снимите клеммы аккумулятора, чтобы избежать замыкания электроники.
  3. Используя споттер, в местах вмятин и повреждений привариваем крепежные элементы, за которые в итоге будем тянуть металл, к его исходной форме. К таким крепежным элементам относят: шайбы, шпильки, треугольники, «змейки».
  4. Применяя обратный молоток, который обычно поставляется в комплекте со споттером, вытягиваем поврежденные участки кузова. Помимо обратного молотка можно использовать цепи, тросы, стапель, лом и прочие приспособления, с помощью которых можно тянуть металл.
  5. После выравнивания снимаем крепежные элементы путем их выкручивания.
  6. Зачищаем место сварки и приступаем к этапу обезжиривания и шпаклевания поверхности детали.

На этом ремонтные кузовные работы завершены, и далее уже будет идти этап нанесения нового ЛКП.

Видео примеры работы с таким оборудованием.


Как выбрать споттер для кузовного ремонта?

На рынке сейчас много предложений, есть как известные и дорогие производители, так и более дешевый ценовой сегмент. Широко развит и рынок б/у споттеров.

На данный момент можно выделить несколько основных торговых марок:

  1. Споттеры Holex, которые производятся немецкой компанией Хоффман. Это качественное оборудование, которым пользуются авторитетные автомастерские.
  2. Французский производитель Gys. Пример их аппаратов Gyspot, которые используются для сварки звезд и колец, вытягивания небольших вмятин, сварки волнистой проволокой для рихтовки округлых поверхностей.
  3. Китайские споттеры марки Solary. Невысокая цена и оптимальное качество, делают это оборудование очень востребованным на рынке среди новичков.
  4. Итальянское оборудование фирмы Deca. Имеет встроенный микропроцессор, который позволяет осуществлять автоматические настройки в различных условиях работы, напрмиер от толщины металла.
  5. Украинские споттеры «Темп». Доступная цена и неплохая комплектация.

А каким споттером пользуетесь вы? Напишите марку и краткий отзыв о работе с данным оборудованием. Заранее спасибо за ответ. Такой совет будет полезным для начинающих мастеров.

Выбор споттера: плюсы и минусы

В каждом кузовном цеху автосервиса, как правило, есть споттер – это сварочный аппарат контактной сварки для выправления вмятин. Обращаясь к истории авторемонта, невероятно представить, как раньше обходились без споттера, работая обычным молотком и поддержками. Появление споттера значительно облегчило работу жестянщика. Выправление стальных деталей кузова стало проще и быстрее, нет необходимости в полной разборке детали, появилась возможность быстрой выправки без доступа к обратной стороне.

Как работает споттер?

Принцип работы споттера прост: благодаря наличию электрического сопротивления в месте контакта с деталью при пропускании тока в момент замыкания цепи происходит сильный разогрев и приваривание электрода из более мягкой стали к ремонтируемой детали. Далее, с помощью обратного молотка устраняют вмятину, и в заключении аккуратно отламывают электрод от точки сварки. При необходимости процедуру повторяют. Всё просто и понятно при условии, если аппарат корректно настроен, и правильно подобраны расходные электроды.

Что здесь важно?

Электрод в точке ремонта должен быть слегка зафиксирован путем приваривания и ни в коем случае не должен ввариваться или прожигать отверстие. Электрод не должен отрываться от удара обратного молотка, но при этом должен легко отламываться в любой момент. Сила тока и длительность импульса сварки рассчитываются в зависимости от толщины стальной детали и формы электрода. Сочетание этих величин (A+t) позволяет легко, качественно и быстро выполнять сложные операции без переделок. Неправильный выбор одной из этих величин приводит к порче детали, увеличению времени и материальных ресурсов на исправление испорченного. Но иногда отдельные производители дешёвых споттеров искажают эти параметры, указывая завышенные значения (например, для трансформатора, а не для электрода). При недостаточной мощности споттера производителям ничего не остаётся, как увеличить продолжительность импульса, тем самым перегревая точку прихвата электрода.

Ещё чаще производители предлагают пользователю самому настраивать силу тока и продолжительность импульса, полагаясь на прочтение им инструкций и схем, прилагаемых к споттеру. Но, как известно, к инструкции прибегают в самый последний момент, если она вообще имеется и понятно написана.

Можно ли сделать удобный споттер с интуитивно понятным управлением, при котором отсутствие под рукой инструкции будет не так критично?

Вот что для современного споттера важнее всего:

  • Небольшой вес и габариты, которые дадут необходимую манёвренность в загруженном цеху
  • Достаточная мощность и КПД, возможность подключения к однофазной сети 220В 16А, подключение к стандартным розеткам автомастерской или гаража
  • Простой и понятный дисплей управления, исключающий ошибки оператора при настройке программ для разных электродов
  • Невысокая цена – требование, с которым трудно не считаться.

Что можно предложить?

Споттер HAMMER TT производится в Европе. Масса аппарата – не более 14 кг, а размеры не превышают размеры футбольного мяча. Благодаря полностью медной электропроводке, включая трансформатор, и качественному медному стержню обратного молотка удалось достичь максимального КПД при энергопотреблении 2,3 кВт.

HAMMER TT создан для профессионального применения в промышленных условиях и позволяет ремонтировать стальные детали кузова любой сложности. Выбор инструмента осуществляется единственным поворотным регулятором на панели управления, что значительно сокращает время и исключает ошибки, связанные с настройкой длительности импульса.

Споттер используется в автомастерских для ремонта кузова, где облицовочный металл в среднем имеет толщину: 0,6 – 0,8 – 1,0 мм. Учитывая эти значения, стало возможным создать аппарат, автоматически вычисляющий параметры сварки. Остаётся выбрать необходимый инструмент с помощью поворотного регулятора. «Синергия» значительно ускоряет и упрощает работу, исключая ошибки.

Читайте также:  Приспособления для циркулярного станка своими руками

Часто задаваемый вопрос: «Хватит ли споттеру мощности для выправки порогов и стоек». Ответ: «Да, если электроды использовать по назначению». Разве выправляющие аксессуары нужно сильно вваривать? Есть специальные кольца и приспособления для увеличения усилия вытяжки до 4 тонн, которые помогут минимизировать повреждения от сварки.

Мощности аппарата достаточно для приваривания треугольников и колец током 800 – 1000 А, волнистой проволоки – 1000 – 1200 А, медным электродом – 1400 А, разогреть поверхность графитовым электродом током 2200 А и осадить выпуклости после приваривания треугольника.

Споттер не может выполнять сварку клещами, так как для сварки современных сталей требуются токи 9000 – 13000 А, которые может обеспечить только инверторный блок, а это уже совсем другие сварочные аппараты с иными технологиями.

5 лучших споттеров

Характеристика в рейтинге

1Redhotdot HAMMER ITЛучшее качество и функциональность
2WIEDERKRAFT WDK-9000Самая мощная модель
3Nordberg WS4Качественный бытовой споттер
4Fubag TS 2600Отличная модель для устранения вмятин
5BLUEWELD Digital Plus 5500 220BДля настоящих профессионалов

Споттер – это технологичный и функциональный аппарат для точечной сварки, предназначенный специально для проведения кузовного ремонта. Его принцип действия аналогичен остальным сварочным аппаратам, отличается только конструкция, позволяющая выправить материал без демонтажа. Например, вытянуть вмятину на автомобиле. Но в комплектацию аппарата обычно входит множество насадок, позволяющих выполнять самые разные работы. Споттеры бывают инверторными (более удачный вариант) и трансформаторными. Типов всего два, а вот моделей гораздо больше. И, покупателям, которым раньше не приходилось сталкиваться со сварочными аппаратами для кузовного ремонта, предстоит непростой выбор. Мы решили немного упростить его, составив рейтинг самых лучших споттеров.

Топ-5 лучших споттеров

5 BLUEWELD Digital Plus 5500 220B

Серьезный агрегат для настоящих специалистов, который заслужил жирный минус только по одной причине – очень высокая стоимость. Приобретать его для небольшой гаражной мастерской не всегда целесообразно. Зато для крупной станции технического обслуживания это один из самых лучших вариантов. От других споттеров он отличается большим набором аксессуаров для проведения работ самых разных типов, большой длиной кабеля пистолета (2,5 метра), многофункциональностью.

В остальном это вполне стандартный споттер средней мощности 11 кВт, с максимальным током до 3000 А. Поэтому если нет требований к многофункциональности и таким дополнительным удобствам, как дисплей, на котором отображаются все параметры работы, можно остановиться и на более бюджетном варианте со сходными характеристиками. Тем более что у нее есть еще один недостаток – за такую высокую стоимость споттер мог бы быть изготовлен в Италии (на родине бренда), а не в Китае.

4 Fubag TS 2600

Это компактная, но достаточно мощная модель, которая часто используется в автомастерских и станциях технического обслуживания преимущественно для устранения вмятин, но подходит и для выполнения сварочных работ. С управлением справится даже новичок, так как осуществляется оно всего одним регулятором. Модель отличается небольшими габаритами – 200х320х180, но при этом мощность составляет 5,4 кВт, а максимальный ток – 2800 А.

Из особенностей можно назвать – защиту от перегрева благодаря множественным вентиляционным отверстиям на корпусе, из преимуществ – широкие возможности применения, наличие сетевого предохранителя 16 А, простоту управления. Из отзывов пользователей можно почерпнуть информацию о надежности, продолжительном сроке службы. Многие мастера считают эту модель самой лучшей для аккуратного устранения вмятин и в целом отличным аппаратом для кузовного ремонта.

3 Nordberg WS4

Небольшой, компактный, но довольно мощный споттер отлично подойдет для частных автомастерских и самостоятельного ремонта машины в гараже. Максимальная мощность сварки составляет 10 кВт, тока – 3500 А. Аппарат предназначен для точечной сварки и выпрямления стальных листов. Споттер оснащен удобной панелью управления, с которой задаются все необходимые параметры сварочных работ. Микропроцессорное управление повышает точность настроек, не позволяет пользователю допустить грубую ошибку.

Из дополнительных преимуществ пользователи называют прочный металлический корпус, очень высокое качество изготовления, эффективное охлаждение внутренних узлов за счет циркуляции воздуха через специальные отверстия. В целом, модель надежная, долговечная, обеспечивает отличное качество сварки. Никаких серьезных претензий пользователи к ней не предъявляют.

2 WIEDERKRAFT WDK-9000

Дорогая, но профессиональная и надежная модель немецкого производства поможет быстро выполнить любые кузовные работы. По сравнению с бюджетными споттерами она имеет очень высокую мощность 22000 Вт и максимальный ток 5800 А. Аппарат габаритный, весит около 80 кг, но сложностей при перемещении не возникает благодаря входящей в конструкцию тележке. Функциональность и качество на высоте – LCD-дисплей, электронное управление, которое упрощается удобной панелью с позиционным регулятором сварочного тока.

Главные причины для написания положительных отзывов – высокая мощность аппарата, простота и точность его настройки, очень удобная конструкция. Использование тележки для повышения мобильности агрегата само по себе удачное решение, но производитель сумел усовершенствовать ее, дополнив несколькими полками для мелкого инструмента и расходного материала. Модель оснащена несколькими режимами с автоматически заданными параметрами работы. Итог – это превосходный споттер для профессионального кузовного ремонта.

1 Redhotdot HAMMER IT

Качественный профессиональный споттер немецкого бренда, итальянской сборки. Очень популярная модель для станций технического обслуживания автомобилей. Аппарат работает от стандартной сети 220 Вт, максимальный ток составляет 3200 А, а мощность – 3 кВт. Споттер оснащен цифровым дисплеем, на котором отображаются все показатели, а благодаря удобной системе настройки можно быстро скорректировать параметры сварки.

Работники автомастерских ценят этот споттер за простоту смены насадок – благодаря быстросъемному соединению на пистолете эта процедура занимает всего несколько секунд. Лучшим его делает и продуманность конструкции – рукоять на верхней панели обеспечивает простоту переноски, сварочный импульс регулируется кнопкой, расположенной на пистолете. Специалисты считают, что освоить тонкости работы споттером с этим аппаратом новичкам будет проще всего, так как он имеет очень удобные настройки, несколько разных режимов.

Споттер: что это такое и зачем он нужен?

Работы, связанные с рихтовкой автомобиля, не всегда сводятся к базовым навыкам в работе с инструментами. Часто требуется точность, знание конструкции и геометрических особенностей деталей кузова. Даже при наличии знаний потребуется вспомогательный, специализированный инструмент, им выступает споттер. Что такое споттер и как он работает, рассмотрим далее.

Споттер, что это такое

Каждый рихтовщик знает, что такое споттер, он незаменим для большинства работ по восстановлению кузова. Споттер для кузовного ремонта – это устройство, которое способствует предотвращению полного демонтажа элементов кузова при проведении работ по рихтовке. Поверхность на авто с помощью устройства выводится в любых местах независимо от доступности.

Spotter обладает важным достоинством – способствует восстановлению сложной геометрии на любых деталях кузова. Устройство особенно эффективно в местах, где нет доступа к внутренней части элемента. Работать споттером не сложно, это и способствовало распространению устройства. Дополнительно мощные аппараты применяются вместо сварки точечного типа.

Прибор универсальный и позволяет рихтовать различные детали кузова: дверь, капот, крыло, порог и т. д. Основное отличие устройства – создание выпрямляющих усилий с фиксацией к наружной стороне кузовной детали.

Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера

Устройство и принцип работы

Работа споттером подразумевает нагревание небольшого участка кузовного элемента, влияние приносит минимальные повреждения автомобилю.

Алгоритм работ по свариванию включает этапы:

  1. К месту повреждения приваривается крепежный элемент.
  2. За фиксатор зацепляется обратный мотолоток.
  3. Вытягивание выполняется вручную, но нередко используются и вспомогательные инструменты.

Рихтовка споттером выполняется без больших усилий, это позволяет выполненять ремонт в условиях любого гаража.

Схема элементарного агрегата:

  • корпус;
  • кабель;
  • стаддер (насадка);
  • электрод (можно заменить острым крутом).

Любая коробка выполняет роль корпуса, к которой крепятся все компоненты устройства аппарата.

Основным элементов конструкции является пистолет сварочного аппарата. Самодельный вариант не позволяет добиться длительной работы и несколько уступает по характеристикам, но пригоден для работ с небольшими объёмами рихтовки. Долговременная работа реализуется в фабричном устройстве.

Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали

Виды оборудования

Существует две основных разновидности аппаратов: трансформаторные и инверторные. На основании сферы и способа использования выделяют ещё две группы: для рихтовки и сваривания кузова контактным методом. Рихтовочные спотеры – это маленькие аппараты для ручной работы.

В них всегда устанавливается обратный молоток и дополнительные детали для ремонта. В конструкции присутствуют особые клещи. Большинство устройств являются маломощными. Из-за невысокой точности сварных работ и быстрого перегрева споттер не способен обеспечить качественное сваривание.

Читайте также:  Самодельная лопата для копки земли

Еще споттеры классифицируют по требуемому напряжению сети питания. Стандартные аппараты рассчитаны на 220 В, а мощные 380 В.

Как работать споттером

Работа споттером авто рихтовка отточена многими специалистами, но особой сложности методика не представляет для начинающих рихтовщиков. С помощью аппарата удаётся выровнять вмятину на любом участке, независимо от места расположения.

На электрод поступает ток от сварочной установки, так выполняется соединение с деформированной областью. Для выпрямления используется обратный молоток, может заменяться особым упором. Механические воздействия продолжают до момента полного выравнивания поверхности. После завершения работ участок зачищают, так как на нём остаются шлаки от электрода.

Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы

Алгоритм использования споттера для рихтовки:

  1. Подготовка поверхности. Независимо от материала корпуса (алюминий или железо), с поверхности удаляют все покрытия: лакокрасочный слой, шпаклёвку, грунтовку.
  2. Подключение «минуса». С кузовом соединяется клемма «минус» для заземления.
  3. Установка крепежа. Привариваются фиксаторы (любые зацепы, петли или крючки) к деформированному участку корпуса. Для соединения используют сварку по точкам.
  4. Подготовка инструмента. Выполняют сцепление основного инструмента и подготавливают вспомогательные конструкции. Удобно использовать пуллер – устройство для облегчения восстановления деталей.
  5. Правка детали. Вытягивание кузовного элемента до восстановления первоначального вида и формы.
  6. Демонтаж крепежа. Для удаления фиксаторов подойдёт болгарка.
  7. Шлифовка. Окончательный этап – зачистка поверхности и работы по подготовке к окрашиванию.

Чтобы профессионально пользоваться инструментом, необходимы минимальные навыки обращения со сварочной установкой. Специалист легко определит тип необходимой насадки для споттера и её размер. Большой комплект насадок позволит работать с силовыми элементами без разбора.

Устранение маленьких вмятин

Принципиальных отличий выравнивания небольших и масштабных вмятин существует несколько:

  • фиксируется всего один зацеп для вытягивания;
  • зачистка проводится исключительно на деформированном участке, остальное ЛКМ не трогают;
  • деталь по периметру обклеивается малярным скотчем, чтобы предотвратить разрушение краски;
  • рекомендуется выполнять рихтовку аккуратно, не прикладывая сильных усилий, чтобы избежать деформирования всей детали.

Алгоритм работы остаётся прежним, но дополнительно используются небольшие насадки.

Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл

Работа с серьезными повреждениями

Для устранения больших повреждений потребуется масштабная работа:

  • приваривается много фиксаторов вдоль вмятины, преимущественно в местах самых глубоких повреждений;
  • вытягивать следует понемногу каждый элемент – и так по кругу до полного восстановления. Если сразу выровнять один участок, в момент рихтовки второго может нарушиться состояние предыдущего места;
  • пригодится относительно большой обратный молоток, но сильных ударов все равно стоит избегать, иначе появляется риск повреждения крепления элемента кузова.

Функциональность споттеров серийных моделей

Споттеры, изготовленные в условиях производства, отличаются многофункциональностью. Среди полезных возможностей:

  • создают условия для использования ремонтных шайб;
  • поддерживают соединение с электродом из металла для последующего вытягивания;
  • сочетаются с графитными электродами: они полезны благодаря выполнению осадки железа (как нагрева, так и охлаждения);
  • лёгкость обслуживания и комфорт использования;
  • поддерживают два режима работы: длительный и кратковременный. При работе в постоянно активном режиме устанавливают углеродный тип электрода. Работа в непродолжительном режиме полезна для установки электрода из металла или ремонтных шайб. Длительность работы устанавливается тумблером на корпусе;
  • система охлаждения. Конструкция имеет встроенный термостат, который контролирует температуру споттера и выполняет экстренное отключение устройства в случае перегрева. При охлаждении конструкция снова включается.

Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся

Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

Существует немало технических параметров споттеров, которые стоят на серийном производстве. Основные характеристики:

  • тип электросети для работы (2 варианта) – 220 В или трёхфазная сеть 380 В;
  • частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
  • предельная мощность – 10 кВт;
  • максимальный ток при сваривании – 1300 А;
  • напряжение на вторичной обмотке – 8-9 В;
  • таймер, позволяет задавать время в диапазоне от 0,1 до 1,2 с;
  • переключение между несколькими режимами сваривания: точечным (активируется таймером) и постоянным (поддерживает работы по свариванию и темперированию);
  • изменение производительности аппарата в зависимости от режима работы. При активации точечного режима привлекается максимальная мощность. В режиме угольной сварки активируется минимальная выходная мощность;
  • усилие на разрыв с помощью электрода из железа – свыше 100 кг;
  • при монтаже шайбы формируется тяговое усилие – свыше 100 кг.

Как выбрать споттер?

Немаловажную роль играет, стоимость споттера, это зависит от силы тока (?тока потребления), мощности и функциональности. Чем больше каждый параметр, тем выше стоимость.

Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:

  • тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
  • производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
  • тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.

Заключение

Без споттеров в рихтовке уже не обойтись, так как они сокращают время на восстановление поверхностей и увеличивают качество работ. Лучший вариант рихтовки – это производственная модель аппарата, но существует возможность создать устройство вручную из сварочной установки.

Споттер что это? Назначение, характеристики, виды и выбор

В делах кузовного ремонта исправление вмятин – это повседневное занятие.

С того момента, как выяснилось, что такой дефект проще устранить вытягиванием металла наружу, появился особый аппарат, получивший название споттер.

Его использование сокращает продолжительность восстановления формы листового металла, а потому полезность и эффективность подобного оборудования в кузовном цехе остается на высшем уровне.

Интересно, что это название обозначает любой аппарат контактной сварки, но лишь в странах СНГ споттерами называют аппараты точечной сварки, предназначенные именно для восстановления кузова авто.

Назначение споттера

Споттер представляет собой аппарат для точечной контактной сварки, который применяется при восстановлении кузовных панелей транспортных средств.

Вообще принцип действия, как и у многих других сварочников, заключается в выделении тепловой энергии в месте контакта свариваемых материалов за счет прохождения тока.

Кузовной ремонт – основное назначение споттера.

Особенно это касается объемных деталей, к которым сложно, либо же невозможно подобраться с обратной стороны.

Прибор позволяет в этом случае выполнять рихтовку материала без необходимости демонтировать всю деталь с автомобиля, то есть прямо на месте.

Тут применяется так называемый метод вытягивания, когда к поврежденной плоскости приваривается крепежный элемент, за который и вытягивается вмятина.

Кузовные панели, как правило, изготавливаются толщиной до 1,5 мм, по этому их рихтовка вытягиванием не вызывает проблем.

Некоторые споттеры используют для нагревания листового металла, что позволяет исправить повреждение очень быстро, не прибегая к вытягиванию, когда материал самостоятельно осаживается без какого-либо механического воздействия.

Устройство и характеристики

Споттер состоит из модуля сварочника для контактной сварки, причем это может быть вариант как на постоянном, так и на переменном токе.

К этому блоку примыкает провод массы (заземления) и кабель, заканчивающийся специальным сварочным пистолетом.

На конце последнего, в зависимости от особенностей работы, закрепляются различные насадки.

На лицевой панели сварочника находятся элементы управления для настройки различных сварочных режимов, мощности, силы тока, а продвинутые агрегаты имеют еще и дисплей, отображающий реальные рабочие параметры, позволяющий выполнить тонкую отстройку оборудования и контролировать ход процесса.

Работа споттера выглядит следующим образом:

  • Из автомобиля извлекается аккумулятор.
  • Провод заземления фиксируется на кузове.
  • Пистолет с насадкой подносится к участку ремонта.
  • Электрическая цепь замыкается посредством нажатия курка, что приводит к подаче тока.
  • В месте контакта насадки с кузовом происходит повышение температуры до того момента, когда электрод приваривается к металлу, но при этом исключается перегрев детали и ее сквозной прожиг.
  • Селедующим действием вмятину вытягивают.

Материал

Начинка современных споттеров спрятана в корпусе из листового металла или алюминия, иногда используются отдельные элементы, полностью изготовленные из ударопрочного пластика, вроде задней крышки и ручки для переноски.

Лицевая панель металлическая, подстроечные ручки также могут быть изготовлены из металла или пластика.

Читайте также:  Какой профлист лучше для забора?

На днище сварочника крепятся ножки с резиновыми накладками, что повышает его устойчивость.

Визуально аппарат сильно напоминает сварочный инвертор.

Некоторые модели для удобства их перемещения по мастерской собираются на основе вертикальной металлической тележки с колесиками.

Размеры и вес

В зависимости от конструкции, вес споттера может колебаться в широких пределах.

Переносные варианты имеют массу в среднем 14 – 25 кг, а модели, собранные на тележке, могут весить вплоть до 90 – 100 кг.

Как правило, габариты споттера находятся в следующих пределах:

  • для переносных вариантов (мм) – 210 — 390х 260 — 360 х 155 — 240
  • для моделей с тележкой (мм) – 1000 — 1800 х 500 — 600 х 700 — 950

Режимы работы и мощность

Современные споттеры оснащаются электронным управлением, которое позволяет просто выбрать из имеющихся режимов функционирования и выставить требуемое время контакта, по истечении которого аппарат самостоятельно прекратит подавать напряжение на пистолет.

Режимы работы устройства нумеруются и дополнительно обозначаются соответствующими значками.

Различают следующие основные рабочие режимы:

  1. Сварка выполняется обратным молотком или пуллером, а сам режим предназначен для устранения вмятин малого диаметра и небольшой глубины. Учитывая, что подобное повреждение встречается крайне часто, именно в данном режиме выполняется больший объем работы, тем более, что современные материалы, из которых изготавливаются кузова авто, легко возвращают первоначальную форму за счет упругости.
  2. Посредством специальных электродов выполняется приварка к металлу какого-либо тянущего элемента. За счет этого можно исправить значительные дефекты, например, восстанавливать замятые ребра и пороги.
  3. Применяется омедненный электрод малой длины, которым осаживаются выпуклости, образованные, например, клеммой массы.
  4. Применяется для разогрева приличной площади поверхности посредством угольного электрода. Если вытягивать большую поврежденную поверхность, образуется так называемый “хлопун”, который в этом режиме и устраняется за счет осаживания металла.
  5. В процессе ремонта часто приходится удалять крепления, например, молдингов. По завершению работ их необходимо приварить, для чего используются омедненные электроды.
  6. Режим подходит для вытягивания металла крюками и кольцами посредством молотка обратного типа весом 2,5 кг, но основное его назначение – приварка шайбы крепления клеммы массы.
  7. Применяется омедненный электрод, имеющий магнит, посредством которого удерживается привариваемый болт. Он используется для приварки болтов, установки клемм массы, тормозных трубок.

Одна из главных характеристик споттера – его мощность.

Речь идет о силе тока на выходе, максимлальное значение которого в идеале не должно быть ниже 3 тыс. ампер.

Для выполнения различных задач требуется своя сила тока:

  • Приваривание колец и треугольников – 800 – 1000 А.
  • Приваривание волнистой проволоки – 1 – 1,2 тыс. А.
  • Работа медным электродом – 1,4 тыс. А.
  • Работа графитовым электродом для разогрева поверхности – 2,2 тыс. А.

Насадки для споттера

Споттер работает посредством следующих основных аксессуаров:

  • Обратный молоток – съемная часть пистолета, для функционирования которой используются различные наконечники.
  • Пуллер – предназначен для экспресс-вытяжки, то есть позволяет исправить небольшие повреждения плавным выравниванием поверхности. Конструктивно состоит из рычажного механизма.

Вмятины можно вытягивать за иглу или насадку-звездочку, которые вставляются в обратный молоток, и напрямую привариваются к детали.

Также часто используется крючок, но его не приваривают напрямую, а зацепляют за ранее приваренные шайбы.

Виды споттеров и их цена

Аппарат точечной сварки по конструкции может относится только к одной из двух групп:

Инверторные

Балгодаря преобразователю, позволяющему получать энергию от любого напряжения, эти модели используют для выполнения многозадачных работ.

Они обладают компактными размерами, обеспечивают высокое качество сварки, так как в процессе работы отсутствует падение силы тока.

Цена – от 25 тыс. рублей.

Трансформаторные

Питаются от электросети переменного тока, предназначены для выполнения простых операций.

Самыми широкими возможностями тут обладают модели, работающие от трех фаз питания, за счет повышенной мощности.

Среди недостатков следует отметить тот факт, что подобные модели не способны работать с оцинкованными поверхностями.

Цена – около 15 тыс. рублей.

Некоторые народные умельцы используют так называемый аккумуляторный споттер, который состоит непосредственно из аккумулятора и втягивающего реле.

Этот самодельный аппарат обойдется значительно дешевле заводских вариантов любого плана, при работе не требует подключения к сети, но естественно имеет серьезные недостатки:

  • Непродолжительное время работы, необходимость заряжать АКБ.
  • Отсутствие временного реле.
  • Отсутствие возможности регулировать основные рабочие параметры, вроде силы тока.

Аппараты для точечной контактной сварки можно разделить еще на 2 группы, в зависимости от типа материала, с которыми они способны работать:

По стали

Предназначены для рихтовки обычных стальных кузовов.

По алюминию

Используются для рихтовки алюминиевых деталей, так как алюминий обладает совершенно другими свойствами.

Многофункциональные

По количеству выполняемых типов работ существуют действительно многофункциональные споттеры, способные не только выравнивать поверхности, но и производить точечную сварку, а также пайку металла угольными электродами.

Кстати говоря, сварочный споттер по способу формирования сварочной точки бывает:

  • Для односторонней точечной сварки посредством специального электрода.
  • Для двухсторонней точечной сварки специальными клещами с ручным или пневматическим приводом.

Мини-споттер

Кроме полноценных сварочных установок весом более 10 кг в продаже можно встретить мини-споттер для односторонней сварки и выравнивания поверхностей с максимальным сварочным током около 1,5 тыс. ампер и весом всего 4 – 5 кг.

Поставляются подобные портативные варианты в удобных кейсах, размерами сравнимы с паяльником пистолетного типа, а их стоимость в среднем составляет 20 — 40 тыс. рублей.

Какой споттер выбрать?

Выбирая аппарат для кузовного ремонта, необходимо ориентироваться на следующие советы:

  • Для профессиональной деятельности лучше покупать сразу споттер с максимальным функционалом и широким выбором рабочих режимов. Такое оборудование позволит выполнять большую часть рихтовочных работ силами одной модели.
  • Для работы с металлом, толщина которого превышает 1,5 мм, потребуется модель, способная выполнять сварку с двух сторон. Если толщина кузовных элементов менее 1,5 мм, с задачей справится односторонний споттер.
  • Выбирая модель для дома, нет смысла покупать профессиональное оборудование с полным комплектом рихтовочных приспособлений. На первых порах подойдет аппарат средней мощности, при помощи которого можно будет выполнять несложную работу, вроде выравнивания вмятин на плоских поверхностях.
  • Трансформаторные модели обладают более высокими КПД и мощностью, однако, энергии они расходуют также намного больше, нежели конвертерные варианты. Первые подходят для систематической работы, а вторые – для периодической.

Выбирая споттер, предпочтение лучше отдать цифровым моделям, в конструкции которых предусмотрена электроника, способная самостоятельно управлять режимами сварки, автоматически дозировать сварочный импульс.

Чем отличается споттер от инвертора?

Не смотря на внешнее сходство и некоторую аналогичность в принципе работы, споттер от инверторного сварочного аппарата отличается прежде всего намного большей выходной силой тока, которая у некоторых моделей может превышать 5000 А, по сравнению с 600 А.

Кроме того, электроника способна полностью контролировать процесс сварки, исключая возможность прожига даже самого тонкого металла.

Что нужно знать о споттерах?

Качество работы споттером напрямую зависит от опыта оператора. Соблюдение нескольких правил позволит обезопасить мастера от неприятностей:

  • Комфорт работы можно обеспечить, очистив зачищенный участок кузова от пыли, так как в противном случае возможно образование большого количества искр. Как следствие, повышается расход наконечников.
  • Клемму массы следует устанавливать на минимально возможном расстоянии от точки приварки.

Запрещается фиксировать клемму массы на соседней детали.

  • В процессе работы необходимо следить за качеством контакта массы и в точке крепления инструмента. Если контакт будет плохим, это обязательно приведет к поломке места крепления инструмента, а также пробою.
  • Вытягивать материал на поврежденном участке необходимо по спирали, двигаясь от периферии к центру. Такой способ сэкономит время, так как исключит избыточную растяжку материала и появление провалов вокруг центра вмятины.

Подключать аппарат к розетке следует посредством проводки с сечением минимум 2,5 кв.мм.

Если планируется использовать удлинитель, то сечение кабеля должно быть выше, исходя из длины.

Производители споттеров

Среди компаний, занимающихся изготовлением споттеров, ведущими считаются:

  • Garwin серии GS – популярны среди мастеров кузовного ремонта, комплектуются набором дополнительного инструмента и отличаются приемлемой стоимостью.
  • Hammer серии ТТ – французские аппараты с микропроцессорным управлением и повышенной безопасностью. Дешевле предыдущих, но и обладают меньшей мощностью.
  • Karcher – аппараты на тележках Kraft с пуллерами. За счет высокой стоимости их эксплуатация оправдывается только в мастерских сервисах.

Также внимания заслуживают модели от Aurora, Telwin, Nordberg, Holex, Русский мастер.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector