Как пользоваться вольтметром в автомобиле - GazSnabStroy.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как пользоваться вольтметром в автомобиле

Измерение напряжения, как пользоваться и работать вольтметром

Вольтметр — это прибор, который служит для измерения напряжения на участке цепи. Как правильно работать с этим прибором, что нужно учитывать при выборе вольтметра, какие еще бывают приборы для измерения напряжения в сети, давайте разберемся.

Напряжение

Напряжением называют физическую величину, выражающую работу, которая была затрачена для пробного электрического заряда из одной точки электрической цепи в другую. Или, другими словами, это энергия, расходуемая при перемещении положительного заряда из точки с малым потенциалом в точку с большим потенциалом.

Оно бывает двух видов: постоянное и переменное. Постоянное напряжение характерно для цепей электростатики или постоянного тока, а переменное – для схем с переменным и суисоидальным током. Данная физическая величина измеряется в вольтах, а его обозначение: U.

Эту величину можно находить по следующим формулам:

Где U — напряжение, I – с ила тока, R – сопротивление, P – мощность.

Но значение U можно узнать, не используя этих формул, если провести специальные измерения. Для этого надо просто уметь пользоваться вольтметром.

Он является простейшим прибором для измерения напряжения. На уроках физики в школах детям часто рассказывают об особенностях данного устройства, учат проверять напряжение в электрической цепи. С помощью него можно узнать не только напряжение, но и сопротивление, если знать специальные формулы. Вольтметром удобно пользоваться, и он несложен в устройстве, поэтому вольтметр остается самым лучшим способом измерения U в домашних условиях.

Классификация вольтметров

Они бывают электромеханическими (такие приборы являются наиболее чувствительными и точными), электронными, принцип действия которых заключается в преобразовании переменного напряжения в постоянное, и цифровыми.

Исходя из назначения, вольтметры могут быть импульсными, постоянного или же переменного тока. А по принципу применения — щитовыми и переносными. Перед использованием прибора нужно проверять, к какому из типов они относятся, чтобы провести правильные измерения.

Немного истории

Первый в истории вольтметр был изобретен русским физиком Г.В. Рихманом в 1754 году и назывался «указателем электрической силы». Современные электростатические вольтметры основаны на принципах этого устройства.

Строение вольтметра

Прежде чем приступать к измерению напряжения, следует изучить, как работает вольтметр.

Его основные элементы — это корпус, клемма, стрелка и шкала. На клеммах обычно стоит знак «плюс» или «минус» или же они помечены цветом (плюс — красный цвет, минус — синий или черный цвет). Часто на этом приборе можно заметить букву «V». Когда прибор служит для цепей с переменным током, то на циферблате изображается волнистая линия, а когда для цепей с постоянным током — линия прямая. Иногда используются обозначения АС (для измерения переменного тока) и DC (для измерения постоянного тока). В приборах для переменного тока полярности нет.

Классический вольтметр, который на данный момент немного устарел, состоит из катушки тоненькой подковообразной проволоки с железной стрелкой, которая располагается между концами магнита. Стрелка перемещается на оси. Ток идет по катушке, и намагниченная стрелка перемещается из-за силы тока. Чем сила тока больше, тем больше отклоняется стрелка. Можно заметить, что устройство этого прибора не очень сложное. Весь его принцип основан на простых законах физики.

Как пользоваться вольтметром

Вольтметр всегда подключается параллельно участку цепи, т. к. такое подключение уменьшает ток. Прибор может провести измерения напряжения только на определенном участке электрической цепи. При работе с ним нужно всегда соблюдать полярность. Провода прикручивают к винтам с гайками. У приборов, рассчитанных на постоянное напряжение, контакты обозначены знаками «плюс» и «минус». Это что касается стрелочного вольтметра. В электронных моделях все гораздо проще: там нет проводов. Более подробно можно познакомиться с принципом работы вольтметра, посмотрев видео.

Как работать вольтметром

Перед тем как проводить измерения нужно проверить, подходит ли данный прибор для них. В первую очередь необходимо определить максимально допустимую величину измерений для данного вольтметра. Для этого достаточно просто найти наибольшее числовое значение на шкале вольтметра. Далее следует уточнить, в каких единицах измеряет вольтметр. Это могут быть вольты, микровольты или милливольты. Пренебрежение этим пунктом может привести к тому, что прибор начнет дымиться после подключения к сети, значение напряжения которой во много раз выше допустимого.

Если напряжение в электрической цепи уже известно и превышает шестьдесят вольт, то нужно использовать специальные диэлектрические перчатки и щупы с хорошей изоляцией. Безопасное напряжение для человека — около 42 вольт при нормальных условиях и около 11 в неблагоприятных условиях (повышенная влажность, повышенная температура, железные предметы поблизости и т. д.).

Вольтметр и автомобиль

В машине этот прибор используется по двум основным причинам: для того, чтобы следить за зарядкой аккумулятора и контролировать просадки напряжения в бортсети. Для полного контроля просадки питания, можно установить два вольтметра: один — для подключения к аккумулятору, а второй – для подключения к клеммам усилителей.

С помощью него можно измерять ток в сети автомобиля. Кузов машины имеет отрицательный заряд (знак «-»), значит, к нему подсоединяется клемма с минусовым полюсом. Плюсовую клемму подключают к «положительному» генератору. Таким образом измеряют напряжение в автомобиле. Обычно оно имеет значение около четырнадцати вольт. Для подключения лучше использовать толстые провода: они уменьшают погрешность в измерениях. Основные нормы напряжения:

  • Для заглушенного двигателя 12,2 – 12,6 вольт
  • Для заведенного двигателя 13,6 – 14,4 вольт

Мультиметр

Напряжение может измерять и мультиметр. Перед тем как использовать это устройство, нужно обязательно ознакомиться с инструкцией.

Мультиметры, как правило, могут измерить три основные величины: силу тока, сопротивление и напряжение. Они могут быть аналоговыми и цифровыми.

Некоторые мультиметры могут измерять и:

  • Переменный ток
  • Электрическая ёмкость
  • Температура
  • Частота напряжения
  • Индуктивность
  • Большая сила тока

Таким образом, возможности мультиметра определяются их моделью и типом. Абсолютно любой мультиметр может измерить напряжение, силу тока (постоянную) и сопротивление.

Классический вольтметр удобен в использовании и несложен в своем устройстве. Он всегда подключается параллельно к участку цепи. Всегда лучше сначала собрать цепь, а потом подсоединять к ней вольтметр. В работе с этим прибором очень важно соблюдать полярность. С помощью него можно измерять напряжение в машине. Никогда не надо забывать, что напряжение (как высокое, так и низкое) опасно не только для здоровья, но и для жизни человека.

Поэтому при работе с электроприборами нужно соблюдать технику безопасности: пользоваться специальными перчатками, работать только в нормальных условиях и т. д. Перед использованием, нужно проверять прибор.

Как проверить автомобиль мультиметром

В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.

Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.

Содержание

Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром

Проверка включает в себя:

    • Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла – аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
    • Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
    • Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
    • Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора – прибор покажет значение тока утечки.

Нормальный показатель – 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.

Показания пришли в норму – вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.

Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:

  • аккумулятор;
  • датчики;
  • высоковольтные провода;
  • генератор.

Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный – к «минусовой». Если перепутаете – не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

Читайте также:  Самодельная индукционная печь для плавки металла

Нормальные цифры при работающем двигателе – 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше – аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

Как проверить датчики автомобиля мультиметром

Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:

Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

Датчик ABS

Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.

Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.

С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.

Датчик коленвала

Важный элемент – без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.

Кислородный датчик

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

Датчик детонации

Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.

С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» – к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.

Датчик скорости

Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.

После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.

Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.

Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром

Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают – пора проверить высоковольтные провода. Точнее – измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:

  • отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
  • включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.

Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:

  • качество изоляции проводов;
  • длина;
  • наличие микроповреждений;
  • тип проводов.

Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.

Как проверить мультиметром генератор на машине

Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.

  • Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
  • Подключаете мультиметр к аккумулятору.
  • Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
  • После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.

И снова измеряете напряжение. Норма – 13-14 вольт. Максимум – 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.

Вместо послесловия

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины – спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» – промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Ремонт автомобилей

Мультиметр для автомобиля. Как пользоваться?

С недавних пор в помощь автолюбителям на смену контрольной лампочке пришли недорогие компактные цифровые мультиметры. Так, что такое мультиметр?

Мультиметр – это многофункциональный (от слова “мульти”), универсальный прибор, который совмещает в себе функции вольтметра, амперметра и омметра. Тоесть, позволяет измерять напряжение и силу переменного и постоянного тока в сетях, а также сопротивление проводников.

Наряду с этими основными функциями мультиметр также имеет множество дополнительных, в зависимости от модели и цены устройства. Например, такие функции, как термощуп, режим прозвона цепей, режим проверки диодов и транзисторов, конденсаторов, функция памяти и другие.

Для автолюбителя, обычно, используемые функции ограничиваются режимом прозвона и вольтметром.

Для примера, рассмотрим наиболее распространенный и доступный мультиметр, и используемый мною, DT-832 под брендом ТЕК.

Данный прибор позволяет нам измерять силу только постоянного тока до 10 Ампер, постоянного напряжения до 1000 Вольт, переменного напряжения до 750 Вольт, сопротивления до 2000 килоОм, а также исправность диодов и транзисторов, имеется функция генератора сигнала 5В 50Гц (радиоэлектронщики поймут, а нам это не особо нужно).

Так, что мы видим на панели прибора?

Во-первых, это ЖК дисплей отображающий результаты измерений, под ним находится многопозиционный переключатель режимов и пределов, три гнезда под щупы, а также гнездо для проверки транзисторов.

В самое нижнее гнездо под обозначением «СОМ» вставляется черный “отрицательный” щуп, два верхних предназначены для красного “положительного”.

«VΩmA» – среднее гнездо, используется для измерения напряжения, сопротивления и силы тока до 500mА, тоесть до предела 200mA на шкале переключателя. Эта линия находится под защитой предохранителя.

«10A» – нижнее гнездо, используется только для измерения силы тока в пределах от 200mA до 10А. Не находится под защитой предохранителя, что значит при превышении порога в 10А устройство может выйти из строя – попросту сгореть.

Теперь перейдем к измерениям. Но сначала одно важное правило: если вы не знаете примерной величины измеряемого параметра тока, то ставим переключатель на наивысший предел (не касается измерения сопротивления).

1. Измерение переменного напряжения

В этом режиме мы можем, например, измерить напряжение сети в обычной бытовой розетке. Так как, мы знаем, что напряжение в сети должно быть около 220В, то ставим переключатель на предел 750В, иначе у нас сгорит предохранитель. Подключаться следует параллельно к выводам, как показано на схеме (Рис.6), с потребителем или без. В нашем случае просто вставляем щупы в отверстие розетки.

Ни в коем случае не дотрагивайтесь до металлических частей щупа, а также удостоверьтесь что их изоляция не повреждена!

2. Измерение постоянного напряжения

Как мы знаем постоянное напряжение у нас присутствует в аккумуляторах, обычных батарейках, зарядных устройствах и блоках питания. Все это мы можем измерить аналогичным образом, как и при измерении переменного тока. Однако, тут уже следует соблюдать полярность, иначе дисплей покажет “отрицательные” значения. Такая функция мультиметра также позволяет находить нам провода с “+” или “-“.

Читайте также:  Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор?

В случае с автомобилем можем смело выставлять переключатель в предел 20В и измерить напряжение в бортовой сети автомобиля, на клеммах аккумулятора, выходах генератора или же его падение под нагрузкой.

3. Измерение силы постоянного тока

Сила тока измеряется только при подключенном потребителе, т.е. под нагрузкой. Щупы мультиметра подсоединяются последовательно в разрыв цепи ДО потребителя.

Ни в коем случае нельзя подсоединяться напрямую к розетке или АКБ – мультиметр сразу выйдет из строя!

Измерение силы потребляемого тока позволяет нам, например, рассчитать необходимое сечение провода под дополнительное оборудование в автомобиле.

4. Прозвон цепей и диодов.

В этом режиме мы можем проверить участки цепи на обрыв, а также исправность обычных диодов и светодиодов.

Измерения, как и в случае с проверкой сопротивления, проводятся при отключенном источнике питания. Для поиска обрыва подключаем один щуп к одному концу или точке цепи, а второй к другому, при этом, если цепь исправна мы услышим характерный звуковой сигнал и дисплей покажет околонулевые значения падения напряжения. Если где-то есть обрыв, то звуковой сигнал не прозвучит, а на дисплее будет циферка “1” в левом углу – означает “сопротивление стремится к бесконечности”, т.е. цепь разомкнута.

При проверке диодов этим режимом мы можем выяснить пробит ли диод, а также величину падения напряжения в нем – ключевой параметр исправности.

В заключение хотел бы дать некоторые советы по выбору автомобильного мультиметра:

1. Выбирайте модель со встроенной звуковой индикацией, очень помогает.

2. С наличием плавкого предохранителя, который можно заменить, иначе устройство можно считать одноразовым, ошибки все равно будут.

3. С прорезиненным корпусом.

4. Желательно с выдвижной подставкой.

Но для первого ознакомления подойдет и самый простенький, чтобы не жалко.

Ремонт автомобилей

Мультиметр для автомобиля. Как пользоваться?

С недавних пор в помощь автолюбителям на смену контрольной лампочке пришли недорогие компактные цифровые мультиметры. Так, что такое мультиметр?

Мультиметр – это многофункциональный (от слова “мульти”), универсальный прибор, который совмещает в себе функции вольтметра, амперметра и омметра. Тоесть, позволяет измерять напряжение и силу переменного и постоянного тока в сетях, а также сопротивление проводников.

Наряду с этими основными функциями мультиметр также имеет множество дополнительных, в зависимости от модели и цены устройства. Например, такие функции, как термощуп, режим прозвона цепей, режим проверки диодов и транзисторов, конденсаторов, функция памяти и другие.

Для автолюбителя, обычно, используемые функции ограничиваются режимом прозвона и вольтметром.

Для примера, рассмотрим наиболее распространенный и доступный мультиметр, и используемый мною, DT-832 под брендом ТЕК.

Данный прибор позволяет нам измерять силу только постоянного тока до 10 Ампер, постоянного напряжения до 1000 Вольт, переменного напряжения до 750 Вольт, сопротивления до 2000 килоОм, а также исправность диодов и транзисторов, имеется функция генератора сигнала 5В 50Гц (радиоэлектронщики поймут, а нам это не особо нужно).

Так, что мы видим на панели прибора?

Во-первых, это ЖК дисплей отображающий результаты измерений, под ним находится многопозиционный переключатель режимов и пределов, три гнезда под щупы, а также гнездо для проверки транзисторов.

В самое нижнее гнездо под обозначением «СОМ» вставляется черный “отрицательный” щуп, два верхних предназначены для красного “положительного”.

«VΩmA» – среднее гнездо, используется для измерения напряжения, сопротивления и силы тока до 500mА, тоесть до предела 200mA на шкале переключателя. Эта линия находится под защитой предохранителя.

«10A» – нижнее гнездо, используется только для измерения силы тока в пределах от 200mA до 10А. Не находится под защитой предохранителя, что значит при превышении порога в 10А устройство может выйти из строя – попросту сгореть.

Теперь перейдем к измерениям. Но сначала одно важное правило: если вы не знаете примерной величины измеряемого параметра тока, то ставим переключатель на наивысший предел (не касается измерения сопротивления).

1. Измерение переменного напряжения

В этом режиме мы можем, например, измерить напряжение сети в обычной бытовой розетке. Так как, мы знаем, что напряжение в сети должно быть около 220В, то ставим переключатель на предел 750В, иначе у нас сгорит предохранитель. Подключаться следует параллельно к выводам, как показано на схеме (Рис.6), с потребителем или без. В нашем случае просто вставляем щупы в отверстие розетки.

Ни в коем случае не дотрагивайтесь до металлических частей щупа, а также удостоверьтесь что их изоляция не повреждена!

2. Измерение постоянного напряжения

Как мы знаем постоянное напряжение у нас присутствует в аккумуляторах, обычных батарейках, зарядных устройствах и блоках питания. Все это мы можем измерить аналогичным образом, как и при измерении переменного тока. Однако, тут уже следует соблюдать полярность, иначе дисплей покажет “отрицательные” значения. Такая функция мультиметра также позволяет находить нам провода с “+” или “-“.

В случае с автомобилем можем смело выставлять переключатель в предел 20В и измерить напряжение в бортовой сети автомобиля, на клеммах аккумулятора, выходах генератора или же его падение под нагрузкой.

3. Измерение силы постоянного тока

Сила тока измеряется только при подключенном потребителе, т.е. под нагрузкой. Щупы мультиметра подсоединяются последовательно в разрыв цепи ДО потребителя.

Ни в коем случае нельзя подсоединяться напрямую к розетке или АКБ – мультиметр сразу выйдет из строя!

Измерение силы потребляемого тока позволяет нам, например, рассчитать необходимое сечение провода под дополнительное оборудование в автомобиле.

4. Прозвон цепей и диодов.

В этом режиме мы можем проверить участки цепи на обрыв, а также исправность обычных диодов и светодиодов.

Измерения, как и в случае с проверкой сопротивления, проводятся при отключенном источнике питания. Для поиска обрыва подключаем один щуп к одному концу или точке цепи, а второй к другому, при этом, если цепь исправна мы услышим характерный звуковой сигнал и дисплей покажет околонулевые значения падения напряжения. Если где-то есть обрыв, то звуковой сигнал не прозвучит, а на дисплее будет циферка “1” в левом углу – означает “сопротивление стремится к бесконечности”, т.е. цепь разомкнута.

При проверке диодов этим режимом мы можем выяснить пробит ли диод, а также величину падения напряжения в нем – ключевой параметр исправности.

В заключение хотел бы дать некоторые советы по выбору автомобильного мультиметра:

1. Выбирайте модель со встроенной звуковой индикацией, очень помогает.

2. С наличием плавкого предохранителя, который можно заменить, иначе устройство можно считать одноразовым, ошибки все равно будут.

3. С прорезиненным корпусом.

4. Желательно с выдвижной подставкой.

Но для первого ознакомления подойдет и самый простенький, чтобы не жалко.

Как пользоваться мультиметром: подробная инструкция для чайников

Мультиметр — прибор для измерения параметров электрической цепи и ее элементов. Это устройство позволяет решать множество задач и применяется не только в профессиональной деятельности, но и в быту. Для тех, кто приобрел тестер и начинает его осваивать, актуален вопрос — как пользоваться мультиметром. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Для чего нужен

Функционал приборов достаточно широк. С их помощью можно найти напряжение и силу тока в цепи, электрическое сопротивление, емкость конденсаторов, параметры транзисторов. Стандартный набор функций включает режим прозвонки с подачей звукового или светового сигнала. Некоторые модели предусматривают возможность измерения температуры, электромагнитной индуктивности, частоты переменного тока.

Современные мультиметры классифицируются на 2 вида:

  • стрелочные (аналоговые);
  • цифровые.

Стрелочные приборы, известные под названием авометр или «цешка», используются еще с советских времен.

  • стабильные показания;
  • устойчивость к помехам;
  • недорогая цена.
  • большая погрешность измерения;
  • низкая чувствительность;
  • сложность считывания показателей для неопытных пользователей;
  • необходимость соблюдения полярности;
  • подверженность механическим воздействиям.

Электронные мультиметры — устройства более современные, позволяющие измерить нужные характеристики с высокой точностью. Они оснащены контроллером с аналого-цифровым преобразователем, анализатором напряжения, жидкокристаллическим экраном. Цена их выше, чем аналоговых приборов, но зато пользоваться ими гораздо удобнее.

Преимущества электронных тестеров:

  • функциональность;
  • погрешность в пределах 0,1-1% в зависимости от разрядности прибора;
  • удобная подача информации на цифровой дисплей, включая установленный режим и единицы измерения;
  • работоспособность в любом положении;
  • изменение полярности не вызывает искажения значения напряжения, оно указывается со знаком минус.

Недостаток электронных тестеров — чувствительность к электромагнитным и радиопомехам.

Особенности конструкции

Цифровой мультиметр — легкий компактный прибор, который удобно держать в руке. Работает он от обычных батареек. В пластмассовом корпусе расположена электронная начинка и блок питания.

Читайте также:  Как правильно класть блоки на клей?

В комплект включен набор щупов —металлических заостренных стержней с изоляцией и штекерами для подключения к разъемам. Некоторые модели снабжены дополнительными термопарами.

На корпусе расположены гнезда:

  • СОМ — для общих измерений, подключается всегда черный щуп (нулевая клемма);
  • отверстия для измерения тока до 10 или 20 А, для красного щупа (фазная клемма);
  • для тока до 200 мА, отрицательный контакт для термопары;
  • для измерения других параметров, плюсовой контакт для термопары.

В центре устройства — дисковый переключатель, с помощью которого устанавливается нужный режим. Обозначения измеряемых величин и их диапазон нанесены по кругу. Переключение производится поворотом указателя со стрелкой или другой меткой на конце. На корпусе некоторых моделей предусмотрены также дополнительные контакты для измерения температуры, характеристик конденсаторов, катушек или транзисторов.

В профессиональной среде популярны электронные тестеры с токоизмерительными клещами. Они предназначены для определения параметров тока без размыкания цепи. Проводник помещают между магнитопроводами. Электромагнитное поле вызывает колебания в датчиках, которые преобразуются мультиметром в искомые величины — силу тока, напряжение, частоту.

Наибольшими возможностями обладают приборы профессионального класса с собственным программным обеспечением. Это стационарные устройства с питанием от сети, которые подключаются к компьютерам.

Режимы работы

Для измерения определенной характеристики нужно выставить правильный режим работы. С помощью кругового переключателя выбирается один из вариантов для нахождения:

  • напряжения переменного тока — ACV;
  • силы постоянного тока — DCA;
  • напряжения постоянного тока — DCV;
  • коэффициента усиления транзистора — hFE;
  • режим проверки диодов — графический знак «диод»;
  • электрического сопротивления — Ω.

Питание подключается поворотом диска или кнопкой «power». В некоторых мультиметрах кнопками активируется подсветка или заморозка экрана («hold»). Если на основном переключателе не предусмотрены раздельные шкалы для измерения переменного и постоянного напряжения или силы тока, то с помощью специальной кнопки можно установить нужный режим.

Для определения емкости конденсатора на корпусе может быть отдельный выход. На шкале прибора выделяется блок, обозначенный Fcx.

Как измерять: подробная инструкция

Индустрия электротехнических приборов выпускает модели тестеров с различными интерфейсами. Изготовители описывают, как пользоваться мультиметром в подробной инструкции. Но зачастую, особенно в комплектации дешевых товаров, инструкция отсутствует или напечатана на английском языке. Несмотря на некоторые отличия, проведение измерений в разных устройствах производится по общим принципам.

Напряжение

При работе с электрической цепью под напряжением требуется соблюдать осторожность.

Первый шаг — установить режим работы и диапазон величин. Для этого нужно знать, постоянный или переменный ток в цепи. Диапазон рекомендуется сначала выставить по максимуму (если напряжение неизвестно) или выше границы действующего потенциала. Для сети 220 В это 600 или 750 В.

Второй шаг — черный щуп подключить к гнезду СОМ, красный к разъему для определения напряжения.

Подключение щупов для измерения напряжения

Третий — непосредственно измерение. Для этого завести концы проводов в гнезда розетки или, например, к полюсам батарейки.

Замер потенциала батарейки

На экране высветится значение напряжения в вольтах. Зафиксировать число можно нажатием кнопки HOLD (при наличии). Это очень удобная функция, особенно если измерений много.

При несоблюдении полярности величина будет со знаком «минус». В цифровых мультметрах, в отличие от стрелочных, это не критично.

Сопротивление

Мультиметр позволяет определить сопротивление в элементах, участках цепи или простейших электрических приборах без подачи напряжения. Такие замеры неопасны, так как обесточенные объекты не создают угрозы.

  1. Выставить переключателем нужный режим в максимальном диапазоне.
  2. Подключить провода к соответствующим разъемам.
  3. Проконтролировать состояние прибора. Для этого соединить концы щупов между собой. Дисплей покажет «0» или незначительное сопротивление самих проводников, которое учитывается при высокоточных расчетах.
  4. Измерить сопротивление прикосновением к выводам исследуемого объекта. Часто для этого пользуются зажимами «крокодил». Работать будет удобнее, а показания точнее.

Прибор автоматически выдает значение сопротивления в Ом. Для правильного результата достаточно 2 попыток.

Определение сопротивления элемента

Если цепь разомкнута и нет контакта, на дисплее появится единица.

Сила тока

Для того, чтобы измерить силу тока в цепи, нужно встроить прибор в цепь, то есть последовательно.

Мультиметр встраивается в разрыв цепи

Оптимально, если возможно подключить провода к разборным разъемам. В противном случае потребуется изготовить какое-либо приспособление. Удобно использовать обычный электрический провод с вилкой на одном конце и двойной розеткой на другом.

Важно правильно разнести провода: фазу на контакт одной розетки, 0 — другой, а между оставшимися контактами установить перемычку. Для определения силы тока к первой розетке подключают нагрузку, ко второй — тестер. Цепь замыкается, и на экране мультиметра появляется искомое значение.

Приспособление для замеров силы тока

Измерение тока небезопасно как для замерщика, так и прибора. При перегрузке устройство может сгореть.

Чтобы минимизировать возможный риск, нужно соблюдать определенные правила:

  • Начинать с максимального диапазона. Даже при низком напряжении сила тока может быть очень большой.
  • Если показания прибора меньше нижней границы ( 200 или 500 мА в различных моделях), переустановить красный провод в соответствующее гнездо и снять точные измерения уже в более узком диапазоне.
  • Ограничивать длительность замеров и паузы между ними. Если не соблюдать временной режим, мультиметр перегреется и выйдет из строя.

Подключение красного щупа при токе свыше 200 мА

Прозвон

Чтобы определить целостность цепи и предохранителей, производится прозвонка проводов:

  • Первый шаг — установить переключатель в режим измерения сопротивления на минимальный диапазон.
  • Второй — подключить щупы к прибору и концам участка провода или шнура.

Если участок целый, раздастся звуковой сигнал. На экране появится значение сопротивления, близкое к 0.

Когда звука нет, а цифры «скачут» — напряжение отсутствует, а цепь разомкнута.

Прозвонка напряжения и заземления источника тока

Установить регулятор в позицию измерения переменного напряжения. Нулевую и фазную клемму вставить в гнезда розетки. На дисплее должны появиться эталонные 220 В, возможно с небольшим отклонением.

Затем оставить один контакт в гнезде розетки, а второй присоединить к заземлению розетки.

Если между фазой и землей есть потенциал, то все в порядке — заземление работает.

Емкость конденсатора

Перед замерами конденсатор необходимо разрядить, чтобы не повредить мультиметр. Для этого замкнуть выводы отверткой с изолированной ручкой между собой.

Порядок измерения емкости:

  1. Установить переключателем режим Fcx.
  2. В специальное гнездо вставить выводы конденсатора или приложить в ним наконечники щупов.
  3. Снять значение прибора, указанное в Фарадах.

Если в конденсаторе обрыв, сопротивление будет бесконечным. При пробое оно меньше номинального кратно величине пробоя.

Температура

Если мультиметр поддерживает функцию измерения высоких температур, изготовители комплектуют прибор термопарой. Она представляет собой цепь из разнородных проводников, между контактами которых при разнице температур возникает электрический потенциал.

Как определить величину дистанционно:

  1. Установить переключатель на режим измерения температуры (обозначение шкалы TEMP °С).
  2. Подключить термопару, соблюдая полярность, к входу мультиметра.
  3. Конец термопары максимально приблизить к нагретому объекту.

Экран покажет температуру среды в градусах Цельсия или по Фаренгейту в зависимости от выбранных единиц.

Измерение температуры нагретого предмета с помощью термопары

Если полярность не соблюдена, температура будет падать.

Правила безопасности работы с мультиметром

При работе с напряжением, как постоянным, так и переменным, нужно быть очень осторожным:

  • Нельзя подключать прибор к напряжению свыше 600 В относительно заземления.
  • Не касаться щупов двумя руками. Иначе при пробое изоляции возможен сильный удар током.
  • Держать щуп только за защитными ограничителями, избегая касания открытого наконечника.
  • После отключения приборов из сети выжидать паузу. Накопленный заряд может вызвать поломку тестера или поражение электротоком.
  • При измерении силы тока в режиме I нужно встроить мультиметр последовательно в цепь. Приспособление для этого должно быть максимально надежным.
  • Проводить замеры следует быстро, чтобы избежать преждевременной разрядки батареи и возможного перегрева элементов схемы прибора.
  • Не рекомендуется работать с цепью под напряжением одному, особенно если нет достаточного опыта.

Видеообзоры популярных мультиметров

Мультиметр dt 830b как пользоваться видеоинструкция

Мультиметр dt 832 как пользоваться видеоинструкция

Мультиметр dt 838 как пользоваться видеоинструкция

Мультиметр dt9208a как пользоваться видеоинструкция

Мультиметр DT-61 как пользоваться видеоинструкция

Заключение

Зная, как использовать цифровой мультиметр правильно и безопасно, можно решить различные задачи. Простейшие модели пригодятся в быту, более сложные — для профессиональных и любительских целей. Современные электронные устройства помогут измерить параметры максимально быстро и просто.

WordPress Social Login is not configured yet.
Please navigate to Settings > WP Social Login to configure this plugin.
For more information, refer to the online user guide..

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector