Серебрение меди гальваническим способом - GazSnabStroy.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Серебрение меди гальваническим способом

Серебрение в домашних условиях

Нанесение серебра на различные вещи кажется трудоёмким и дорогостоящим занятием, но выполнить её сможет каждый человек. Да, в профессиональном производстве используют редкие химические реактивы, которые тяжело найти в открытой продаже, однако, серебрение изделий в домашних условиях не принесёт хлопот. Перед работой потребуется приготовить раствор, или купить подобие в специализированном магазине. Любое украшение получиться качественным, и с работой справиться каждый новичок. Посеребрить можно продукцию практически из любых материалов, но чаще к подходу прибегают для восстановления металлических цепочек, серёжек, браслетов и прочего. Настоящая обработка проводиться разными подходами, а по окончанию элемент не просто приобретёт новый внешний вид, но и изменит свои технические свойства.

Особенности серебрения в домашней обстановке

Чтобы результат оказался удачным важно правильно приготовить массу. Поскольку готовка будет идти с соединением вредных составляющих, выбирать нужно проветриваемую комнату. Также, в целях предотвращения опасности, следует ограничить доступ детей к реактивам. Что насчёт рецепта, то один из них выглядит следующим образом (для примера будет рассмотрено серебрение меди):

  • 6 грамм хлористого аргентума;
  • по 8 грамм поваренной соли и винного камня;
  • дистиллированная вода;
  • резиновые перчатки;
  • фланель;
  • сосуд для смешивания.

Всё тщательно измельчается и перемешиваются друг с другом. В итоге вынуждена образоваться пастообразная основа. Её наносят на мягкую ткань, и равномерно протирают вещь. Когда гладь получит серебристый оттенок, её промывают из крана и полируют хлопчатобумажной толстой ветошью. Таким же типом производится серебрение разнообразного металла, пластика, керамики и других материалов.

Важнейший этап – очистка объекта от окислов, жира и ржавчины (соединение наносится на абсолютно чистую заготовку). Для этого подойдёт какой-либо известный метод, например, белый уксус. Достаточно опустить в него медные объекты на несколько часов. В качестве альтернативной версии, делается смесь из пищевой соды. Она обязана быть густой, чтобы можно было нанести на плоскость. Далее загрязнение и коррозия без труда сводятся старой зубной щёткой.

Чистка меди уксусом

Самодельное вещество нельзя долго хранить в жилом помещении, особенно рядом с огнём. Со временем происходит реакция, в ходе которой формируются взрывоопасные компоненты. Также покрытие серебром, особенно в домашних условиях, рекомендуется проводить осторожно, с защитой органов дыхания и кожных покровов. А по завершению процедуры вымываются и дезинфицируются руки.

Если есть желание позолотить стальной предмет, то исполнить операцию быстро вряд ли получиться. Для золочения понадобятся сложные составляющие (фосфорнокислый натрий, хлорное золото, кристаллический, углекислотный натрий и прочее) и особенное оборудование (специальные ванны). Однако в сети есть примеры, доля которых про домашние типы позолоты, и в этом случае заготовку можно сделать самостоятельно.

Химическое серебрение

Один из эффективнейших подходов, чтобы нанести серебряное покрытие – отделка фотораствором закрепителя, который не годится для плёнки. Действие проходит легко: гипосульфит смешивают с формалином в пропорциях 1л/10капель, к полученной смеси добавляется около 5 мл. аммиака. Это позволит провести коррекцию и получить яркий цвет. Поверхность необходимо подготовить, удалив всю грязь и жир. После бижутерия погружается в сделанную эмульсию на 1,5 часа.

Такое посеребрение менее опасно в домашних условиях, но пренебрегать техникой безопасности не рекомендуется. По завершению сеанса поверхность накроется тонким покровом аргентума, количество которого повлияет на блеск. Готовый элемент надо помыть, высушить и протереть тканью или материей из кожи.

Ещё посеребрить медь можно матовой фотобумагой в гипосульфите: в приготовленную эмульсию ложатся разрезанные фото листки, которыми в последствии протирают плоскость. В результате аксессуар накроется прослойкой. В конце всё вытирается влажной и мягкой тряпочкой. Нужно отметить, что верхнего пласта может быть недостаточно, и можно повторно проделать манипуляции. Иногда для улучшения применяют ляписный карандаш, но неопытным людям будет непросто соблюдать правила и технологию.

Гальваническое серебрение

Это ещё одна система, которую применяют частные лица. Осуществление операции допустимо с графитовым стержнем. Ещё понадобятся блок питания и электролит, предназначенный для серебрения вещей в домашних условиях. В него входит 4 компонента:

  • литр дистиллированной жидкости;
  • 15-25гр жёлтая кровяная соль и кальцинированной соды;
  • 10-15гр хлорид серебра;

Каждый элемент по отдельности растворяется в кипятке, затем смешиваются и кипятятся ещё около 2-х часов. Хранится раствор для серебрения в пластиковой таре с хорошо закрытой крышкой и в тёмном месте. Перед использованием он взбалтывается, чтобы поднять осадок и переливается в стеклянную ёмкость. Главное не забывать про средства защиты, и делать манипуляции в резиновых перчатках.

Гальваническое серебрение в домашних условиях

Затем в сосуд частично погружается графитовый стержень (можно извлечь из батарейки) и к нему подключается анод. К катоду подключается сама деталь и опускается в резервуар с субстанцией. Её (деталь) также важно обезжирить и очистить. На блоке выставляется напряжение от 5 до 12 вольт и чем больше сила тока, тем стремительнее гальваническое серебрение. Однако толщина прослойки будет недостаточно толстой. Таким образом получается хороший пласт, который плотно держится на поверхности. Но его свойства полностью зависят от чистоты монет, украшений, запонок и иного.

Оставшимся составом можно пользоваться повторно, главное соблюдать правила хранения.

Серебрение с помощью нагрева

Тут смешивается с водой 100г хлористого аргентума, и по 600г поваренной соли и винного камня. Должна образоваться густая масса, которую хранят в посуде из тёмного стекла. Покрытие серебром проходит так: смесь разводят с кипятком, где выдерживают предмет на протяжении 15-20 минут. Соединение проходит в медной таре, куда вещи опускаются в решетке. Что касается приготовления, то совмещение проводиться в соотношении 3 столовые ложки массы на 5 литров жидкости.

Лучше поддаётся обработке латунь и купрум. В других ситуациях советуется брать сплавы, хорошо переносящие высокие температуры. Этот вариант является не очень положительным, и бижутерия не будет иметь яркости.

Чтобы сделать яркую толщу необходима другая технология, где растворяется уксусная (100 гр.) и серная (300 гр.) соль. Всё совмещается с 4,5-5 литрами воды и при Т=75-80°С вариться около 15 мин. Данный метод нанесения серебра придаст добротный и блестящий окрас.

Некоторые сплавы не предназначены для таких условий, но эту проблему легко решить, нанеся слой купрума.

Процедуру также проводят гальваническим и электролитическим способами, но меняется лишь эссенция.

Применение пасты

Серебритель – отличная и недорогая разновидность улучшений, которой проводят посеребрение изделий любого класса. К ключевым достоинствам относится мгновенное действие, а средство подойдёт как для посуды, так и для пуговиц, наград, статуэток и иного. Перемешивается паста до однородного состояния, растворителем протирается обрабатываемая часть, обмазывается тонким слоем пасты. Далее даётся время на сушку, а остатки серебрителя смываются. Для большей толщины слоя всё можно повторить 2-3 раза. В случае высыхания можно развести состав водой.

Таким порядком можно исполнить серебрение латуни, меди и других сплавов, и для этого не потребуется специфических умений и сложных реактивов. Покупка и эксплуатация такого вещества возможна без специального разрешения, оно открыто в свободной продаже и отлично подходит новичкам в домашнем использовании. Что касается качества, то выделки не будут уступать аналогам, сделанным другими способами.

5 способов провести гальванику серебром в домашних условиях + пошаговая инструкция для новичков

Приветствую! Любые изделия можно покрыть металлами, придавая вещам желаемый цвет, увеличивая износостойкость, повышая отражаемые характеристики.

Гальваника серебром в домашних условиях позволяет придать благородный вид и притягательный блеск, наделить антибактериальными свойствами. Я расскажу, что это за процедура и как ее проводить максимально безопасно.

Что это за процедура и для чего она нужна

Гальванизация – электрохимический процесс декоративной и защитной окраски изделий металлами:

Помогает укрепить изделие и защитить поверхность предметов от коррозийных процессов, сделать их цвет привлекательным. Эффект достигается за счет диффузии (проникновения молекул) металла в поверхностный слой предметов, что позволяет надежно закрепить пленку из серебра.

Суть процесса

Принцип гальваники – нанесение одного металла на другой под действием электролиза.

Проходит в несколько этапов:

  1. Подбирается правильный состав.
  2. Пара анодов помещается от «плюса» источника электротока в электролит (жидкость с высокой токопроводностью).
  3. Обрабатываемая деталь погружается между анодами, потом подключается к «минусу» источника электротока.
  4. Цепочка замыкается.

В ювелирном деле гальванику серебром используют в декоративных целях. Большим спросом оно пользуется в промышленных отраслях. При наличии специальных реагентов и материалов гальванику можно проводить в домашних условиях.

Преимущества и недостатки

  • высокая проникающая способность веществ;
  • гальваническое покрытие повышает прочность изделия;
  • можно обработать поверхность любой сложности;
  • равномерная толщина слоя, которая поддается регулировке;
  • повышение декоративных и светоотражающих свойств.
  • низкая экологичность;
  • риск нанесения вреда здоровью;
  • работа только с материалами, проводящими ток;
  • высокая энергоемкость.

Можно ли серебро покрыть золотом

Покрытие золотом – это гальванопластика. Для золочения серебряных изделий необходимо определенное оборудование. К тому же трудоемкий процесс – дорогостоящей услугой, вряд ли доступная в домашних условиях: при покрытии материала аурумом используется высокопробный металл (750-999 пробы). Лучше всего обратиться в ювелирную мастерскую, чтобы предмет обработал профессионал.

Какие материалы не поддаются гальванике

Гальванику в домашних условиях невозможно сделать, если выбранный материал плохо проводит ток (диэлектрик или полупроводник).

Особенности серебрения в домашней обстановке

Работа с химическими реагентами – даже для профессионалов очень опасное занятие. Во всех действиях по приготовлению растворов и оборудования должна быть соблюдена точность, иначе эксперименты с гальваникой могут закончиться потерей здоровья.

Необходимые материалы и оборудование

Список того, что потребуется для проведения процедуры в домашних условиях:

  • защитное оборудование;
  • блок питания на ток 30-50 А, с амперметром, плавной регулировкой и стабилизацией силы тока;
  • 2 куска кабеля для соединения анода и детали с блоком питания;
  • пластиковый тазик;
  • электроплитка;
  • стеклянная или пластиковая посуда с плотной крышкой;
  • электронные весы;
  • термометр с диапазоном 10…130 °C.

Реагенты, которые нужны для гальваники:

  • 6 л 36% концентрации серной кислоты (кислота для заправки аккумуляторов);
  • 2 кг хлорида натрия (пищевая соль);
  • 100 г гидрокарбоната натрия (пищевая сода);
  • 5 кг нитрата натрия (натриевая селитра);
  • 1 кг силиката натрия (жидкое стекло, силикатный конторский клей);
  • 2 кг карбоната натрия (кальцинированная сода);
  • 200 г железистосинеродистого калия (жёлтая кровяная соль);
  • 15-20 г чистого серебряного лома;
  • бутылка моющего средства.

Меры предосторожности при работе с опасными химическими веществами

Перед проведением процедуры стоит выбрать подходящее место. Лучше всего работать с опасными веществами не дома, а в гараже или сарае. Обязательное условие – достаточная вентиляция и возможность организовать заземление.

Читайте также:  Как расплавить медь дома

Конечно, хорошо иметь специальную экипировку для работы с химикатами, защищающую все тело. Однако при ее отсутствии обязательным условием будет приобретение следующих предметов:

  • маски-респиратора;
  • прозрачных очков;
  • резиновых перчаток;
  • фартука из плотной клеенки.

Во время работы нельзя принимать пищу и пить воду, чтобы в желудок не попали вредные компоненты. Если процедура проводится на кухне (что очень нежелательно), то только при наличии вытяжки без фильтра.

Все это необходимо, так как гальваника связана с использованием концентрированных кислот и выделением ядовитых газов. Поэтому пренебрегать безопасностью не стоит.

Подготовка металла

Чтобы металл ровным слоем покрыл и надежно защитил вещь, ее стоит тщательно обработать. При наличии выступов и коррозии необходимо почистить предмет наждачной и отшлифовать, потом ровное покрытие предмета обезжиривают:

  • подогреть раствор фосфорнокислого натрия до 90 °C;
  • опустить обрабатываемую вещь;
  • держать 3-10 минут.

Способы выполнения в домашних условиях

Все изделия, которые не обладают электропроводящими свойствами, нужно покрыть графитом. Процесс гальваники серебром, хоть и очень интересный, проходит с использованием реагентов, способных причинить вред здоровью, имуществу и окружающей среде. Поэтому перед проведением процедуры стоит правильно подобрать место, обеспечить себе полную безопасность.

Правда, не все методы таковы. Давайте рассмотрим популярные способы покрытия вещей серебром в домашних условиях с помощью гальваники.

Состав для обезжиривания

Перед началом процесса обрабатываемые изделия обязательно нужно обезжирить. Для этого можно воспользоваться рецептом (значения даны из расчета на 1 л воды):

  • 120 г едкого натрия;
  • 45 г кальцинированной соды;
  • 4 г растворимого стекла.

Подогреть раствор до 80…100 °C и держать в течение 15-60 минут (пока не удалятся все загрязнения).

Химический метод

Такой вид покрытия серебром в домашних условиях заключается в отделке фотораствором закрепителя. Способ применения:

  1. смешать гипосульфит с формалином в пропорциях 1 л/10 капель;
  2. добавляется 5 мл аммиака;
  3. очистить предмет от жира и грязи;
  4. погрузить в готовую субстанцию на 1,5 ч;
  5. промыть, высушить, протереть мягкой флисовой тканью.

Использование такого метода считается щадящим для здоровья, так как нет сильного выброса химических испарений. Однако все равно стоит соблюдать меры предосторожности, чтобы не получить химический ожог.

Ниже смотрите видео про химический метод нанесения серебра на изделия:

Использование специальных паст

Нанесение серебрителя – разновидность гальваники. Процесс не требует специального оборудования и работы с опасными химикатами, подходит для изделий любого класса, эффект достигается мгновенно. Можно сделать толстый слой, проводя процедуру 2-3 раза:

  1. обезжирить деталь;
  2. тонко нанести пасту;
  3. высушить;
  4. удалить остатки вещества водой.

Для приобретения не требуется разрешение. Способ отлично подходит новичкам, а по качеству не будет уступать аналогичным процедурам.

Серебрение с нагреванием обрабатываемого изделия

  • 100 г хлористого аргентума смешать с водой;
  • добавить 600 г поваренной соли и винного камня;
  • довести до густой однородной массы.

Хранить получившуюся пасту нужно в посуде из темного стекла.

  • развести смесь (3 ст. л.) с кипятком (5 л) в медной таре;
  • положить предмет в решетке на 15-20 минут.

Такой способ гальваники серебром не придаст яркости. Чтобы получить блеск, стоит воспользоваться другим рецептом:

  • 100 г уксусной кислоты;
  • 300 г серная соль;
  • 4,5 л воды.
  • вскипятить воду до 75…80 °C;
  • смешать компоненты и добавить в жидкость;
  • положить предмет;
  • варить 15 минут.

Погружной способ серебрения

Оборудование, которое потребуется:

  • графитовый стержень;
  • блок питания;
  • электролит для гальваники серебром.
  • 1 л дистиллированной воды;
  • 15 г желтой кровяной соли;
  • 25 г кальцинированной соды;
  • 15 г хлорида серебра.
  • вскипятить воду;
  • смешать компоненты;
  • варить 2 часа.

Хранить раствор в темном месте, перед применением взболтать.

Заключение

Посмотрите, как сделать гальванику в домашних условиях, на видео.

Если статья оказалась полезной, оцените ее 5 звездами. Подписывайтесь на наш сайт, делитесь информацией с друзьями в социальных сетях, оставляйте комментарии. С уважением и до новых встреч!

Механизм гальванического серебрения

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГАЛЬВАНИЧЕСКОМ СЕРЕБРЕНИИ.

Серебро – мягкий, сравнительно легко истирающийся металл снежно-белого цвета. Из всех металлов оно обладает наилучшей тепло- и электропроводимостью и отражательной способностью. Оно отличается высокой пластичностью и ковкостью.

Серебро имеет атомную массу 107,88, плотность 10,49 кг/м 3 и температуру плавления 960,5 0 С. Теплопроводность серебра в пределах от 0 до 100 0 С равна 1 кал/(с*см* 0 С), удельное сопротивление 0,016 Ом*мм. Твердость самородного серебра равна 26 кгс/мм 2 , но микротвердость гальванически осажденных серебряных покрытий возрастает до 80-100 кгс/мм 2 , а при наличии специальных добавок, вводимых в электролит серебрения, микротвердость возрастает еще в 1,5 – 2 раза. Серебро легко полируется. Но, хотя серебро и обладает высокой отражательной способностью (до 95% к белому свету), оно быстро тускнеет, покрываясь пленкой окислов и сернистых соединений. Особенно активно в этом отношении гальванически осажденное серебро. Химическая активность серебряных покрытий особенно высока при наличии шероховатой неполированной поверхности. В связи с этим разработан ряд методов защиты серебра от потускнения.

Серебро легко растворяется в азотной кислоте, царской водке, слабо – в серной и практически нерастворимо в соляной кислоте и щелочах.

Серебро неустойчиво в растворах аммиака. Во всех соединениях серебро одновалентно, хотя на сегодняшний день этот факт подвергается сомнению (под воздействием озона образуются оксиды двухвалентного серебра). С сероводородом в присутствии влаги и кислорода воздуха серебро образует нерастворимый в воде сульфид серебра. Пленка изменяет свой цвет от радужного через коричневый к черному. Она не разлагается до 885 0 С и растворяется только в азотной кислоте и аммиаке.

Все соли серебра чувствительны к свету и распадаются под его воздействием с образованием темной пленки металлического серебра. Поэтому их хранят в непрозрачной таре, установленной в лабораторном шкафу с закрытыми дверцами, а приготовление электролитов ведут в ваннах с крышками или в затемненном помещении.

Стандартный электродный потенциал серебра по разным источникам равен 0,799-0,81 В, а его электрохимический эквивалент составляет 4,025 г/(А*ч). Покрытия серебром являются катодными и не защищают поверхность покрываемого металла в условиях электрохимической коррозии.

Коэффициент сухого трения серебряных покрытий равен 0,14-0,19. Серебро – хороший антифрикционный материал в атмосфере, в вакууме, инертных средах, маслах, не содержащих значительных количеств серы, некоторых агрессивных средах.

В промышленности покрытия серебром применяются для создания поверхностных слоев высокой электропроводимости, получения высоких антифрикционных свойств и износостойкости трущихся поверхностей в подшипниках качения и скольжения, обеспечения хорошей электропроводности и износостойкости в электрических контактах, при изготовлении отражателей, для защитно-декоративной отделки бытовых предметов и ювелирных изделий.

Также к особенностям серебра можно отнести: склонность к образованию наплывов на покрытии и свариванию контактов, плохая переносимость запрессовки в полимеры, возможность иглообразования, миграция по диэлектрику, диффузия на основной металл или на внешний слой покрытия.

Так как сейчас серебрение проводят только из комплексных электролитов, то есть смысл посмотреть, какие комплексы серебро дает с различнымилигандами. Это позволит лучше понять логику выбора лиганда – чем прочнее комплекс, тем меньше констаната нестойкости К, тем устойчивее работает раствор, выше перенапряжение и мельче кристаллы в осадке.

На сегодняшний день серебрение из водных растворов производят химически и электрохимически. В связи с тем, что потенциал серебра (+0.8В) намного положительнее потенциала других металлов, невозможно получить прочно сцепленные мелкокристаллические покрытия из растворов простых солей серебра без добавок. На катоде происходит процесс цементации металла с контактным осаждением серебра. Поэтому электролиты на основе простых солей серебра не нашли применения в промышленности.

В свою очередь, распространение получили электролиты на основе комплексных соединений серебра. Комплексообразование позволяет сдвинуть потенциал серебра в отрицательную область, увеличить поляризацию катода, что измельчает кристаллы осадка, увеличить рассеивающую способность. Одновременно с этим комплексообразование снижает предельные плотности тока.

Первым комплексным электролитом был цианистый электролит серебрения. Он отличается наилучшими качествами получаемых покрытий, но является чрезвычайно токсичным. Поэтому одновременно с созданием цианистого электролита начались поиски электролита, не содержащего циан или, хотя бы, не содержащего его в свободном виде.

2. ЭЛЕКТРОЛИТЫ СЕРЕБРЕНИЯ.

2.1 Цианистый электролит серебрения

Цианистый электролит серебрения является на сегодняшний день самым изученным и самым лучшим по качеству получаемых из него осадков.

В цианистом растворе в основном образуются комплексы -ди и -три цианаргентаты: [Ag(CN)2] – и [Ag(CN)3] 2- . В растворе также могут образовываться в незначительном количестве простые гидратированные ионы серебра. Таким образом основными компонентами этого электролита являются цианистый комплекс серебра, цианид щелочного металла и его карбонат, который непосредственно образуется в растворе при реакции цианида с углекислым газом воздуха.

Равновесия в цианидном растворе:

Очень малое содержание свободных ионов серебра в растворе, особенно при значительных концентрациях свободного цианида, не позволяют считать, что разряд ионов серебра может идти из простых ионов по следующей схеме (теория Леблана-Шика):

Существует мнение, что при осаждении серебра в прикатодной области образуется коллоидный осадок AgCN по схеме:

Это подтверждается тем, что в покрытии находят цианид серебра.

М. Филгистих и др., измеряя силу тока обмена серебра в зависимости от концентрации свободного цианида пришли к выводу, что при различном содержании свободного цианида разряд ионов серебра будет идти по разным механизмам. При концентрации ионов цианида ниже 6,5 г/л может происходить разряд ионов серебра из AgCN по схеме:

AgCN + e = Ag + (CN) –

При концентрации цианида выше (13,5 г/л) разряд ионов серебра будет происходить по схеме:

т.е разряд ионов серебра идет непосредственно из комплексного иона. К этому мнению приходят многие исследователи. Об этом же говорят данные потенциометрических измерений, где стационарный потенциал серебра изменяется в зависимости от содержания свободного цианида калия, причем в области низких концентраций изменяется значительно сильнее. Это еще раз подтверждает, что при значительном содержании свободного цианида разряд ионов серебра идет непосредственно из комплексного электролита.

2.2 Цианистые электролиты матового серебрения

В таблице 1 и 2 приведены составы электролитов матового цианистого серебрения.

Таблица 1 – Составы электролитов матового серебрения.

Серебрение меди гальваническим способом

Серебрение и золочение металлов в домашних условиях

Золочение посредством натирания хлорным золотом.

Растворяют золото в царской водке, осторожно выпаривают жидкость досуха, растворяют остаток, состоящий из хлорного золота, в растворе цианистого калия и прибавляют столько отмученного мела, чтобы получилась жидкая кашица. При помощи кисти покрывают этой кашицей металлический предмет. Через некоторое время его обмывают и полируют позолоченный слой.

Читайте также:  Пресс для меда своими руками

Для золочения железа и стали можно пользоваться раствором хлорного золота в эфире. Раствор наносится на металлическую поверхность. После испарения эфира поверхность натирают чистой тряпкой.

Если по железу или стали рисовать гусиным пером, смоченным в указанном выше растворе, то можно получить золотой узор. Для золочения цинка приготовляется паста, состоящая из 20 г хлорного золота, 60 г цианистого калия в 100 г воды. Взбалтывают, фильтруют и к фильтрату прибавляют смесь из 5 г винного камня и 100 г мела. Смесь мела и винного камня прибавляют, пока не образуется каша, которая и наносится на предмет при помощи кисти или щетки.

Для золочения серебра применяют один из следующих растворов:

Хлорного золота 10 г
Цианистого калия 30 г
Поваренной соли 20 г
Соды 20 г
Воды 1.5 л
Хлорного золота 7 г
Желтой кровяной соли 30 г
Поташа 30 г
Поваренной соли 30 г
Воды 1 л

Жидкость для золочения:

Золота 10 г
Азотной кислоты 25 г
Соляной 25 г
Воды 25 г
Поташа 300 г

Растворяют золото в смеси соляной и азотной кислот, разбавленных водой. К раствору прибавляют поташ и выливают этот раствор в железный котел с 2 л кипящей воды. Жидкость кипятят в течение 2 часов.

Предметы, подлежащие золочению, прокаливают, затем травят сначала раствором серной кислоты, а потом, на мгновение, азотной кислотой. Связывают латунной проволокой, быстро опускают в смесь из серной, азотной и соляной кислот, тотчас же вынимают. Ополаскивают водой, погружают в ртуть, а затем в воду, а через 30 секунд – в ванну с жидкостью для золочения. Промывают и сушат в горячих древесных опилках. Если слой золота должен быть немного толще, к предметам во время пребывания их в ванне прикасаются цинком.

Для окрашивания позолоченных предметов применяют следующий раствор:

Селитры 60 г
Железного купороса 20 г
Сернокальциевой соли 10 г

Прибавляют небольшое количество воды, нагревают до кипения, опускают в раствор предметы, затем сушат их на открытом огне, пока они не покроются коричневой пленкой, смывают эту пленку и тем заканчивают окрашивание.

Золочение погружением с цинковым контактом.

Хлорного золота 15 г
Углекалиевой соли 65 г
Желтой кровяной соли 65 г
Поваренной соли 65 г
Воды 2 л

Очищенные от грязи и жира металлические предметы опускают в нагретый раствор. Контактом служит цинковая палочка.

Для золочения меди и латуни применяют следующий состав:

Хлорного золота 2 г
Едкого кали 6 г
Цианистого калия 32 г
Фосфорнонатриевой соли 10 г
Воды 2 г

В 1.5 л воды растворяют фосфорнонатриевую соль и едкий кали. Отдельно в 0.5 л воды растворяют цианистый калий и хлорное золото, и оба раствора смешивают. Раствор при употреблении нагревают до кипения.

При золочении железа, стали, цинка и олова необходимо предварительно покрыть их слоем меди.

Этот состав может работать почти до полного израсходования в нем золота и не разлагается при хранение Если состав перестанет действовать, прибавляют немного (около 10 г) цианистого калия.

Золочение гальваническим путем.

Наиболее прочной окраской золотых сплавов является золочение гальваническим путем в соответствующих составных золотых ваннах, чем достигается красноватое или светло-желтое золочение, смотря по тому, содержат ли ванны в себе медь или серебро.

а) Растворяют 60 г фосфорнокислого натрия в 700 г воды, отдельно растворяют 2,5 г хлорного золота в 150 г воды и, наконец, 1 г цианистого калия и 10 г двусернистокислого натрия в 150 г воды. Сперва соединяют два первых раствора понемногу между собой, а потом примешивают третий раствор. Эту жидкость употребляют при 50—62°, пользуются платиновым анодом и прибавляют хлорного золота, когда раствор истощен.

б) Золотая ванна по Зельми для гальванического золочения серебра, олова, железа, меди, латуни, альфенида без предшествующей подкладки. 1 г кристаллич. углекислого натрия и 1 г желтой кровяной соли нагревают в фарфоровой чашке до кипения с 30 г воды, прибавляют осажденное гремучее золото (полученное из 50 г хлорного золота осаждением с нашатырным спиртом) кипятят в течение 12 мин., пока не образуется пушистый красный осадок и жидкость не примет красивого золотистого цвета, снимают с огня и фильтруют сквозь тонкую фильтровальную бумагу.

Во время кипения нужно заменять испаряющуюся воду, т. е. добавить ее столько, чтобы фильтрат весил 65 г. Эту золотую ванну применяют со слабым током при помощи элемента Даниеля и после 15-16 часов получается красивая матовая позолота.

в) Если хотят железную проволоку покрыть матовой позолотой, то ее предварительно кладут для протравы в разбавленную серную кислоту (10 на 100 воды); затем протягивают через крепкую азотную кислоту, к которой прибавлено немного голландской сажи, и, наконец, помещают проволоку в медный раствор, состоящий из 1,6 кг едкого натрия, 1,5 г винного камня, 350 г медного купороса, 10 л воды, и соединяют ее жестяными или цинковыми полосами.

Покрытая таким образом медью железная проволока готова для позолоты. Растворяют, с одной стороны, 150 г цианистого калия в 5 л воды и прибавляют 10 г хлорного золота; с другой стороны,растворяют 50 г фосфорнокислого натра в 5 л воды и прибавляют 50 г едкого калия. Оба раствора смешивают нагреванием до кипения и кладут туда железную проволоку, которую через короткое время можно вынуть позолоченной.

Некоторые соединения серебра при соприкосновении с цинком, железом, медью и другими металлами разлагаются, выделяя металлическое серебро. Это свойство серебряных солей можно использовать для покрытия какой-либо металлической поверхности слоем серебра.

Приводимые ниже рецепты серебрение металлов пригодны для цинка, меди и латуни. Если желательно посеребрить другой металл, то его предварительно нужно покрыть тонким слоем меди.

Приводим следующие рецепты:

Хлористого серебра 300 г
Поваренной соли 300 г
Отмученного мела 200 г
Поташа 600 г

Смешать эти вещества. Предмет совершенно очистить от грязи и следов жиров или масел, натереть сырым кусочком вышеуказанной смеси, затем ополоснуть водой и отполировать.

Азотносеребряной соли 100 г
Цианистого калия 300 г

Оба состава смешивают; намазывают полученную тестообразную массу на шерстяную тряпочку и натирают ею предмет, затем обмывают его водой и натирают кусочком кожи до блеска. Получается ровный красивый слой серебра.

При применении этого рецепта настоятельно рекомендуем надевать резиновые перчатки и вообще работать с чрезвычайной осмотрительностью, так как цианистый калий является одним из сильнейших ядов и нужно быть чрезвычайно осторожным при работе с ним.

Хлористого серебра 300 г
Поваренной соли 600 г
Винного камня 600 г

Смешивают хлористое серебро, винный камень и поваренную соль в таком количестве воды, чтобы получилась тестообразная масса. Эта смесь обыкновенно применяется для серебрения пуговиц.

20 г азотносеребряной соли растворяют в 100 г дистиллированной воды и приливают раствор 50 г цианистого калия в 100 г воды. Оба раствора хорошо перемешивают и профильтровывают. Отдельно смешивают 10 вес. ч. мела с 1 вес. ч. винного камня и полученный порошок замешивают е соответствующим количеством указанного выше профильтрованного раствора, чтобы получить не очень густую массу, пригодную для нанесения на предметы. После серебрения предмет промывают, сушат и полируют.

Серебрение мокрым способом (погружением).

Хорошо предварительно очищенные предметы опускают в жидкость, изготовленную по одному из следующих рецептов:

Жидкость для серебрения:

Углесеребряной соли 10 г
Серноватистонатриевой соли 100 г
Воды 100 г

Растворяют в воде соли при частом помешивании и затем сливают насыщенный раствор с оставшегося на дне нерастворившегося осадка углесеребряной соли. К погруженным в этот раствор предметам прикасаются цинковой палочкой (контактный способ серебрения).

“Аргентин” (жидкость для серебрения)

Азотносеребряной соли 5.5 г
Цианистого калия 60 г
Серноватистонатриевой соли 10 г
Аммиака 6 г
Отмученного мела 10 г
Воды 100 г

Для получения более толстых слоев серебра делают смесь из 10 г хлористого серебра, 70 г нашатырного спирта, 40 г цианистого калия, 40 г кристаллической соды, 15 г поваренной соли. Доливают воды дистиллированной, чтобы общий объем был равен 1 л. Предметы погружают вместе с кусочком цинка или ставят их на цинковую пластинку.

“Аргентин”

Азотносеребряной соли 11 г
Цианистого калия 60 г
Отмученного мела 750 г
Воды 60 г

Смесь хранят в сосуде из темного стекла. При употреблении смешивают одну часть смеси с двумя частями дождевой или дистиллированной воды и опускают в нее предмет, предназначенный для серебрения; большие предметы натирают посредством намоченной в этой смеси губки или тряпки.

После серебрения предметы натирают отмученным мелом и полируют мягким кусочком кожи.

Серебрение при нагревании.

Винного камня в порошке 600 г
Поваренной соли 600 г
Хлористого серебра 100 г

Хлористое серебро смешивают с винным камнем и поваренной солью, прибавляют немного воды, чтобы получилась жидкая кашица. Хранят в темном месте в хорошо закупоренной посуде из темного стекла.

Предметы, подлежащие серебрению, погружают в раствор из вышеперечисленных составных частей и подвергают кипячению в течение 15-20 минут. На 5 л воды берут 3 столовых ложки состава для серебрения. Серебрение производят в медном котле. Предметы помещают в глиняное решето, спускают в котел при сильном помешивании, после чего предмет сейчас же покрывается тонким слоем серебра.

Полученный серебряный слой красив и прочен, но лишен блеска. Для придания блеска предметы, вынутые из раствора, нагревают до 70-80° в следующем растворе:

Серноватистонатриевой соли 300 г
Уксусносвинцовой соли 100 г
Воды 4.8 л

Из раствора начинает выделяться сернистый свинец, и по истечении 10-15 минут предметы получают надлежащий блеск.

К раствору сернонатриевой соли крепостью 22° по Бомэ прибавляют концентрированного раствора азотносеребряной соли до тех пор, пока появляющийся осадок не растворится. Полученный раствор является жидкостью для серебрения при нагревании. Продолжительная обработка этим раствором дает матовый слой.

Растворяют 35 г цианистого кали в 0.5 л воды и прибавляют к раствору 10 г азотносеребряной соли в 0.5 л воды. Раствор нагревают в фарфоровой или эмалированной посуде до 80-90° и погружают в него предметы.

Читайте также:  Как добыть медь в домашних условиях

Составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru

© “Энциклопедия Технологий и Методик” Патлах В.В. 1993-2007 гг.

Серебрение меди гальваническим способом

Серебрение меди и ее сплавов

Для серебрения приготовляют пасту по следующему рецепту. В 300 мл воды растворяют 2 г азотно-кислого серебра (ляписа) и к раствору подливают 10%-ный раствор поваренной соли до тех пор, пока не прекратится выпадание осадка хлористого серебра. Этот осадок 5— 6 раз надо промыть в проточной воде.

Отдельно в 100 мл воды растворяют 20 г гипосульфита (фотореактив) и 2 г хлористого аммония. В образовавшийся раствор небольшими дозами добавляют хлористое серебро до тех пор, пока оно не прекратит растворяться. Полученный раствор отфильтровывают и смешивают с тонко размельченным мелом до консистенции густой сметаны. Подготовленную деталь (зачищенную и обезжиренную) натирают пастой до образования плотного слоя серебра на поверхности детали. Затем деталь промывают теплой водой и протирают сухой ветошью

Доступен радиолюбителям и такой способ серебрения. В 300 мл отработанного фиксажа (оставшегося после печатания фотографий) добавляют 1—2 мл нашатырного спирта и 2— 3 капли формалина, (раствор хранить и работать с ним только в темноте).

Зачищенную и обезжиренную деталь помещают в раствор на 1— 1,5 часа, промывают в теплой воде, высушивают и протирают мягкой ветошью.

Детали, предназначенные для серебрения, тщательно зачищают мелкой шкуркой. Хорошо очищает медь и ее сплавы кашица из мелкой поваренной соли с уксусом. После зачистки деталь обезжиривают в одном из составов:

— известь гашеная — 35г/л; едкий калий— 10 г/л; жидкое стекло — 3 г/л или — едкий калий (натр) 75 г/л; жидкое стекло — 20 г/л.

Температура состава — 90°С, время обезжиривания — 1 час.

При серебрении следует пользоваться дистиллированной водой (можно снеговой, дождевой или полученной изо льда бытовых холодильников), иначе могут получиться некрасивые серые пятна на поверхности посеребренной детали. Посеребренные детали не должны соприкасаться с деталями из резины и эбонита, которые содержат серу. При контакте с ними на поверхности серебра образуется пленка сернистого серебра, увеличивающая переходное сопротивление контактов и ухудшающая декоративность покрытия.

Никелирование. Покрытие медных, латунных и бронзовых деталей никелем создает на поверхности детали красивую, блестящую пленку, служащую одновременно и антикоррозийным покрытием. Химическое никелирование не требует сложного оборудования и особых затрат на материалы.

Деталь, подлежащую никелированию, зачищают, полируют и обезжиривают в одном из составов, указанных выше Затем готовят раствор для никелирования.

В эмалированную посуду наливают нужное количество 10%-ного раствора хлористого цинка («паяльная кислота») и к нему добавляют сернокислый никель до тех пор, пока весь раствор не станет густого зеленого цвета Полученный раствор нагревают до кипения и в него опускают деталь В кипящем растворе деталь должна находиться 1— 2 часа (при этом толщина никеля на детали будет около 5— 10 мк), после чего ее переносят в меловую воду (10— 15 г мела на стакан воды) и слегка протирают ветошью Затем деталь промывают и насухо протирают.

Раствор можно использовать еще раз, но хранить его нужно в плотно закупоренной посуде Срок хранения — до 6 месяцев. Описываемым ниже способом можно никелировать детали как из стали, так и из меди и ее сплавов. Перед никелированием медных деталей их необходимо сконтактировать с железом — подержать на нем 0,5— 1 мин Свинец и кадмий, а также сплавы, содержащие более 1— 2% этих металлов, химическому никелированию не поддаются.

Поверхность детали, подлежащей никелированию, отшлифовывают, отполировывают, а затем обезжиривают. Для обезжиривания стальных деталей применяют раствор следующего состава, едкий натр (калий)— 25 г/л; сода кальцинированная — 40 г/л; жидкое стекло (силикатный клей) — 10 г/л. Раствор для обезжиривания деталей из меди и медных сплавов содержит: тринатрийфосфат—100 г/л жидкое стекло — 15 г/л. При комнатной температуре обезжиривание длится 40— 60 мин. При нагревании раствора до 90°С процесс обезжиривания значительно ускоряется и улучшается.

Обезжиренную деталь тщательно промывают в проточной воде и переносят на 0,5— 1 мин. в 5% – ный раствор соляной кислоты, температура которого не выше 20°С (для удаления окиси). Затем деталь тщательно промывают и быстро переносят в раствор для никелирования.

Раствор для никелирования приготовляют следующим способом. В литре воды, нагретой до температуры 60 градусов, растворяют 30 г хлористого никеля и 10 г уксуснокислого натрия. Температуру раствора доводят до 80° С, добавляют 15 г гипосульфита натрия и погружают в раствор никелируемую деталь. Затем раствор с деталью подогревают до температуры 90— 92° С, которую поддерживают постоянной до конца никелирования (1 час). Объем раствора (V, л), необходимый для никелирования, зависит от общей площади поверхности (5, дм2) никелируемых деталей и находится из соотношения Ѵл, = S дм2 : 3. При соблюдении этого условия толщина слоя никеля на детали составит 10 микрон.

Применяемые при никелировании химикаты не ядовиты, вредные пары не выделяются, поэтому можно ограничиться проветриванием помещения.

Серебрение металлов и металлических поверхностей

В качестве серебрящего состава применяют отработанный гипосульфит (фиксаж), уже непригодный больше для закрепления фотопленок или фотобумаги. Способ отличается крайней простотой.

Медную деталь зачищают до блеска, кипятят в содовом растворе и тщательно промывают водой. Затем опускают в использованный гипосульфит. Через некоторое время на деталь осядет серебро.

После промывки водой деталь сушат и полируют суконкой. Качество серебрения и прочность сцепления серебра с медью зависит от концентрации серебра в растворе гипосульфита.

Серебрение металлических деталей горячим способом

Этим способом можно серебрить любые металлы. Заключается он в следующем: чисто обработанную деталь погружают на цинковой ленте в кипящий раствор, состоящий из следующих компонентов:

  • Железосинеродистый калий – 120г,
  • Поташ – 80г,
  • Хлористое серебро – 7,5г,
  • Дистиллированная вода – до 1 л.

Процесс серебрения оканчивается после полного покрытия серебром поверхности детали. Затем деталь вынимают из раствора, промывают и полируют. Следует помнить, что при кипении раствора выделяются вредные вещества, поэтому кипячение следует производить на открытом воздухе или под вытяжкой.

Химическое серебрение

  1. Несколько листов матовой фотобумаги «Унибром» разрезают на куски и опускают в раствор фиксажной соли (соль разводят в объеме воды, указанном на упаковке). Зачищенную и обезжиренную деталь помещают в этот раствор и натирают эмульсионным слоем бумаги до тех пор, пока на поверхности детали не образуется плотный слой серебра. После промывки в теплой воде деталь протирают сухой ветошью.
  2. В 300 мл отработанного фиксажа (оставшегося после печатания фотографий) добавляют 1-2 мл нашатырного спирта и 2-3 капли формалина (раствор хранят и работают с ним только в темноте). Зачищенную и обезжиренную деталь помещают в раствор на 0,5- 1,5 ч, затем промывают в теплой воде, высушивают и протирают мягкой ветошью.

Паста для серебрения

Детали из меди, бронзы, латуни, медненого железа можно посеребрить с помощью паст.

1. Пасту для серебрения приготовляют следующим образом: в 300 мл дистиллированной воды или воды, полученной из льда бытовых холодильников, растворяют 2 г азотнокислого серебра (ляписа) и к раствору подливают 10%-ный раствор поваренной соли до тех пор, пока не прекратится выпадение осадка хлористого серебра. Этот осадок 5-6 раз промывают в проточной воде.

Отдельно в 100 мл дистиллированной воды растворяют 20 г гипосульфита и 2 г хлористого аммония (нашатырь). Затем в образовавшийся раствор небольшими дозами добавляют хлористое серебро до тех пор, пока оно не прекратит растворяться. Полученный раствор фильтруют и смешивают с мелко размолотым мелом до консистенции густой сметаны.

Заранее обезжиренную деталь натирают пастой с помощью ваты или марли до образования на ее поверхности плотного слоя серебра, после чего деталь промывают водой и протирают сухой ветошью.

2. Отполированную и обезжиренную деталь натирают тканью или куском мягкой кожи, на которую нанесена паста такого состава:

  • Хлористое серебро – 6 г,
  • Поваренная соль – 8 г,
  • Кислый виннокислый калий (винный камень) – 8 г.

Перечисленные вещества растирают в ступке и хранят в темной посуде, перед употреблением смесь разводят дистиллированной водой до получения жидкой пасты. Когда деталь покроется слоем серебра, ее промывают в воде и натирают до блеска мягкой фланелью.

3. Пасту для серебрения приготовляют так: в сосуд насыпают 2 г нашатыря, 4 г винного камня и 1 г азотнокислого серебра (ляписа), добавляют немного дистиллированной воды до получения полужидкой кашицы. Затем тканью с нанесенной на нее пастой отполированную и обезжиренную деталь натирают до серебряного блеска.

Химический способ серебрения неметаллических материалов

Химическим способом можно металлизировать и неметаллические детали, например из пластмасс, стекла, керамики, дерева и т. д. Приводимый ниже раствор для серебрения неметаллических материалов дает очень хорошие результаты, особенно при металлизации стекла (серебрение зеркальных поверхностей, сосудов, колб ламп накаливания, отражателей для проекционной аппаратуры и т. п.).

В состав ванны для серебрения входят следующие вещества.

  • Серебро азотнокислое – 12г,
  • Аммоний азотнокислый – 18г,
  • Вода дистиллированная – 500мл.

После полного растворения веществ раствор доливают дистиллированной водой до 750 мл.

  • Едкий натр (химически чистый) – 19г,
  • Вода дистиллированная – 500мл.

После полного растворения едкого натра раствор доливают дистиллированной водой до 750 мл.

  • Сахароза – 12,5г,
  • Винная кислота – 1,5г,
  • Вода дистиллированная – 125мл.

Раствор кипятят в течение 20 мин, а затем доливают дистиллированной водой до 500 мл.

Все растворы хранят отдельно в темных сосудах с притертыми пробками.

Раствор для серебрения получают при смешивании составов А и Б, к которым непосредственно перед серебрением добавляют состав В. Детали, предназначенные для серебрения, тщательно очищают в горячем растворе соды, ополаскивают проточной водой и погружают в ванну со свежеприготовленным раствором, Рабочая температура раствора 18-20° С.

Время серебрения-10 мин. Металлизацию можно проводить два или три раза последовательно, однако каждый раз в свежем растворе. Посеребренные детали сушатся при температуре 50° С в течение 1 ч, а при температуре 18-20° С – в течение 24 ч. Со стекла, фарфора или керамики серебряный слой можно легко снять азотной кислотой.

Литература: В. Г. Бастанов. 300 практических советов, 1986г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector