Филигрань из медной проволоки - GazSnabStroy.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Филигрань из медной проволоки

Технология изготовления скани

Как изготавливается тончайший кружевной узор из скрученной металлической проволоки

О скани

Скань или филигрань, это два названия одного вида ремесленного искусства. Филигрань — латинское название, а скань — русское. Оно произошло от древнеславянского глагола «съкати» — ссучивать, свивать.

История её изготовления известна с IX-X веков. Её использовали для декорирования украшений, поначалу в основном это была зернь. Этим термином в русском сканном про­изводстве обозначали мельчайшие шарики.

Будущая брошь Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Однако термин «зернь» в современной практике почти утратился и сейчас чаще употребляют термин «кальнер» или «корнер» — от искаженного немецкого слова «корн», что также означает зерно.

Технология

Издавна, процесс создания сканного узора мастер сканщик выполнял целиком сам.

Сначала мастер, как любой художник, задумывает узор. Как правило, элементы узора вписываются в определённые геометрические формы. Мастер создаёт шаблон. Рисунок изделия разделяют на части, каждую из которых развертывают на плоскости. Уточняют и классифицируют элементы, составляющие рисунок.

Заготовка элементов рисунка Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Намечают виды филиграни: витая, гладкая, толстая или тонкая, уплощенная или круглая. Если узор слишком сложен, его делят на простые элементы. Дело в том, что работа с отдельными короткими отрезками и несложными, но всегда многочисленными завитками гораздо проще, чем с одной, но несколько раз изогнутой проволокой. При качественной пайке места соединения сканинок почти незаметны.

Таблица шаблонов Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Мастер изготавливает все элементы рисунка, а потом выкладывает его и закрепляет детали в нужных местах.

Когда всё готово, изделие шлифуется. Если изготавливается оправа для ростовской финифти например, то традиционно скань делается из медной проволоки, а затем посыпается серебряным порошком и обжигается с помощью горелки. При этом серебро прочно сплавляется с медью.

Готовые заготовки Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Виды скани

Различают три основных вида и несколько подвидов:

  • Напайная — проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл.
  • Фоновая — напайка идёт прямо на фон и так и оставляется.
  • Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная.
  • Ажурная — тут металлической основы нет, проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью».
  • Объёмная — это кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, а так же птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

Скручивание

Скрученная проволока — необходимая основа почти всех сканных узоров.

После волочения две тонкие проволочки складывают вместе и скручивают, а вернее — ссучивают, свивают. Затем её плющат в специальных вальцах.

Скрутка скани не должна быть слабой. Степень плющения скани мо­жет быть различна — от едва заметной до сильной; чем шире, сильнее развальцована скань, тем прочнее изготовленное из нее изделие, так как поверхность пайки соответственно увеличивается.

Кроме сученой скани для филиграни применяют и гладкую валь­цованную (или просто круглую) проволоку, так называемую гладь, которая в сочетании со сканью значительно обогащает рисунок.

Плетение из проволоки (С. Газарян)

Среди находок в древнерусских курганах значительное место занимают изделия из проволоки: височные кольца, подвески, перстни, браслеты, цепочки, кольчуги. В самых древних изделиях применялась кованая проволока, процесс производства которой был настолько трудоемким, что изделия из обычной медной проволоки ценились так же высоко, как, например, литые из благородных металлов. Чтобы изготовить хотя бы простое колечко для цепочки, кузнец должен был сначала отковать металлический жгут, а затем, нанося частые и равномерные удары молотком, придать ему – на глазок – цилиндрическую форму. Разумеется, сделать проволоку с равномерным сечением было не так-то просто. Поиски привели к изобретению более совершенного способа изготовления проволоки. В наковальне прорезали желобок, соответствовавший сечению проволоки. В него вкладывали разогретую заготовку, а сверху накладывали штамп с желобком, подобным тому, который был вырезан на наковальне. Ударяя молотком по штампу, постепенно протаскивали проволоку, придавая ей цилиндрическую форму. Но и этот способ не так легок и прост. Значительным событием в истории металлообработки стало изобретение волочения, которое, как ковка и литье, стало одним из основных технических приемов обработки металла, особенно в ювелирном деле. В отличие от кованой, изготовленная волочением проволока имела правильную цилиндрическую форму и одинаковое сечение на всем протяжении. Появилась возможность делать ее более длинной и тонкой. Процесс изготовления проволоки стал более простым и менее трудоемким. Начиная с XII века проволока, изготовленная способом волочения, постепенно вытесняет кованую.

В чем же заключается техника волочения? В специальной стальной плите, которая называется калибром или волочилом, сверлились конические отверстия разных размеров. Отверстия располагались в порядке уменьшения диаметра. Мастер вставлял в самое большое отверстие заостренный конец заготовки и захватывал его клещами с другой стороны плиты. Затем он с усилием протаскивал заготовку через отверстие. При этом она уменьшалась в диаметре и удлинялась, приобретая одновременно правильную цилиндрическую форму. После прохождения через следующее отверстие с меньшим диаметром проволока становилась еще тоньше и длиннее. Чтобы получить очень тонкую проволоку, заготовку последовательно проволакивали через ряд уменьшающихся отверстий. При неоднократном волочении на поверхности проволоки образовывался наклеп, то есть возникало внутрикристаллическое напряжение, снижающее пластичность металла. Для восстановления пластичности проволоку перед очередным волочением отжигали на огне, а чтобы трение было минимальным, ее смазывали жиром или маслом.

Из толстой проволоки изготовлялись гривны и браслеты, тонкая шла на выделку различных цепочек, височных колец, подвесок. Скрученную проволоку использовали мастера филиграни, создавая оригинальные узоры.

Искусством плетения различных декоративных цепочек и кольчуг славились бронные мастера подмосковного села Броничи (ныне город Бронницы). Древнее ремесло дало название селу, а впоследствии городу. Из золотой, серебряной и медной проволоки плели красивые и изящные цепочки самого различного назначения, а из стальной – прочные кольчуги. Постепенно кольчужный промысел отмирал, а искусство плетения декоративных цепочек продолжает развиваться и в наше время. На Бронницкой ювелирно-художественной фабрике мастера разрабатывают новые, оригинальные приемы плетения цепочек, создают различные украшения, часто сочетая проволочное плетение с вставками из цветных камней и накладками из металла. Простые цепочки изготавливают на станках-автоматах, а фигурные вручную.


Фрагменты украшений из различных материалов с элементами из проволоки. Последовательность сборки пояса с кольчужным плетением: А – изготовление простой цепочки; Б – подвешивание цепочки (через одно звено) на крючках; В – сборка третьего ряда

Разумеется, вам нет необходимости своими руками изготавливать проволоку. Ведь обрезки стальной, медной и алюминиевой проволоки найдутся у каждого.

Для работы с проволокой потребуются кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, трехгранный напильник, ножовка для металла, небольшая наковаленка и настольные или ручные тиски. Осваивать приемы работы с проволокой начинайте с изготовления простейших цепочек. Наиболее изящные цепочки с тонким плетением собирают из звеньев, выгнутых из стальной проволоки. В зависимости от величины цепочки используют проволоку диаметром от 0,3 до 1,5 мм. Звенья цепочек формуют на оправках, представляющих собой металлические стержни, которые можно изготовить из обычных гвоздей различной толщины. У гвоздя отпиливаются острый конец и шляпка. Если оправка предназначена для формовки круглых звеньев, то на одном из ее торцов нужно пропилить углубление, в которое мог бы свободно входить конец проволоки. Поверхность оправки шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой.

Подготовив проволоку, слегка смажьте оправку вазелином или швейным маслом и зажмите один ее конец в тисках. Затем, вставив проволоку концом в прорезь оправки, начинайте наматывать ее спиралью, плотно прижимая один виток к другому. Наматывать проволоку можно как по часовой стрелке, так и против нее, то есть так, как вам будет сподручнее. Когда витки проволоки будут уложены, готовую спираль распилите напильником или ножовкой вдоль оси оправки. При этом спираль распадется на отдельные кольца- звенья, которые легко снимутся с оправки. Но пользоваться напильником или ножовкой можно только в тех случаях, когда необходимо заготовить одинарные звенья. Звенья же, состоящие из двух, трех и более витков, отделяют от спирали кусачками. Предположим, что в заготавливаемых звеньях должно быть по два витка. В этих случаях поступают так. Снятую с оправки спираль кладут на стол и ножом раздвигают ее через каждые два витка. Затем каждое двухвитковое звено последовательно отрезают кусачками, следя за тем, чтобы один конец витка находился точно против другого.

Собирать цепочку из одинарных звеньев удобно в такой последовательности. Разделите все заготовленные звенья на две части. Если вы, к примеру, заготовили тридцать колец, то пятнадцать из них нужно оставить разомкнутыми, а другие пятнадцать сомкнуть с помощью плоскогубцев так, чтобы торцы каждого кольца плотно прилегали друг к другу. Затем последовательно соедините каждым разомкнутым кольцом два сомкнутых. Так же в дальнейшем нужно будет собирать все другие виды цепочек, за исключением тех, которые состоят из спиральных звеньев. Такие цепочки собираются ввинчиванием одного звена в другое.

Продолговатые звенья якорных цепочек формуются на двух оправках. Оправки зажимаются в тисках так, чтобы между ними оставался зазор, в который можно было бы просунуть конец проволоки. Намотанную на оправку проволоку распиливают напильником или же отделяют каждое звено со снятой спирали кусачками. Простая цепочка из продолговатых звеньев собирается в той же последовательности, что и из круглых. Используя продолговатые звенья, можно изготовить и более сложную цепочку, напоминающую витую веревку. Но для этого каждое звено нужно предварительно согнуть под углом 90°. На рисунке показана линия, по которой нужно согнуть каждое звено. Звено зажимают плоскогубцами или в тисках и сгибают легкими ударами молотка.


1. Схема ручного волочения проволоки. 2. Формовка на оправках круглых и продолговатых звеньев и образцы цепочек, собранных из них. 3. Формовка на двух цилиндрических оправках звеньев в виде восьмерки и образцы выполненных из них цепочек

Выразительный кружевной силуэт образуют цепочки, составленные из звеньев, имеющих форму восьмерки. Такие звенья тоже формуются на двух цилиндрических оправках, зажатых в тиски таким образом, чтобы между ними было расстояние, равное двум диаметрам проволоки. Просунув один конец между оправками, обогните проволоку вначале вокруг одной, а затем, просунув через зазор, вокруг другой оправки. В той же последовательности оправки обматываются проволокой до тех пор, пока не будет получена спираль достаточной длины. Каждое звено со снятой спирали отделяется кусачками.

Читайте также:  Как сделать медаль своими руками из картона

Наиболее простую цепочку из таких звеньев собирают, соединяя их кольцами. Иным будет силуэт цепочки, если одну часть звена повернуть относительно другой под прямым углом с помощью плоскогубцев. Из восьмерок можно также собрать оригинальную плоскую цепочку, которая подойдет для браслета. Два кольца одной восьмерки последовательно соединяют с двумя кольцами другой. Полученную ажурную полоску уплотняют, слегка проковав ее молотком на наковальне.

Давно ушли в прошлое кольчуги, но способы их плетения до сих пор привлекают внимание мастеров. Из мелких колец собирают они пояса, браслеты, ожерелья и другие украшения, используя при этом старинные приемы кольчужного плетения, правда, несколько упрощенные. На изготовление кольчуги мастер затрачивал много труда и времени. Выкованную заранее проволоку он нарезал на небольшие равные куски, из которых затем сгибал кольца. Колец, естественно, должно было хватить на целую кольчугу. Половину заготовленных колец мастер сваривал наглухо. А каждое кольцо другой половины дополнительно обрабатывалось. Концы его слегка расплющивались на наковальне, и в них пробивались маленькие отверстия. При сборке кольчуги мастер сцеплял сплошные кольца разомкнутыми. Концы разомкнутого кольца сводились так, чтобы одно отверстие оказалось точно против другого. В отверстия вставлялась заклепка, которую мастер расплющивал молотком. В такой же последовательности соединялись все остальные кольца. Подобное соединение делало кольчугу очень прочной. Современных же мастеров прежде всего привлекает декоративность кольчужного плетения. Ведь украшения необязательно должны обладать той прочностью, которая нужна была кольчуге. Поэтому декоративные вещи изготавливают без сварки и клепки колец.

Чтобы сделать проволочный поясок с кольчужным плетением, заранее заготовьте кольца из стальной проволоки. На рисунке показана последовательность сборки пояса шириной в пять колец. В дощечку, расположенную под небольшим углом к плоскости стола, вбейте пять гвоздей и согните их в виде крючков. Расстояние между крючками должно быть равным ширине колец. Вначале соберите простую якорную цепочку из девяти звеньев-колец. Затем, пропуская по одному кольцу, навесьте пять колец цепочки на крючки. Два ряда цепочки готовы. Теперь приступайте к сборке третьего ряда, каждым новым кольцом сцепляя два кольца цепочки. Так же собирается четвертый, пятый и все последующие ряды.

Стальные цепочки всех видов можно после сборки воронить. Наиболее простой и распространенный способ воронения заключается в следующем. Цепочку раскаляют на огне докрасна и опускают в швейное или растительное масло. В масле металл приобретает глубокий иссиня-черный цвет. Потом маслу дают стечь и протирают цепочку чистой сухой тряпочкой.

О том, как придать изделиям из меди, латуни, стали различные тона, рассказано в главе “Гравировка”.

Разные виды проволочного плетения можно удачно сочетать с другими декоративными материалами: костью, деревом, янтарем, поделочными камнями, металлом. Хорошо сочетаются обычные якорные цепочки с крученой проволокой. Кроме цепочек, из проволоки выгибают также и другие декоративные элементы, которые органично вплетаются в композицию художественного изделия.

Скань (филигрань) – редкая техника тончайших узоров

Филигрань (по-русски — скань, англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань – из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали. Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до н.э.). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань. В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф. В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань.

Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree). Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию. В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни? В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани).

«Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку. При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью. Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд (сайт кпхи.рф), специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава.

Что отличает Казаковскую филигрань? Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель. Сайт КПХИ раскинул филигранную паутину сильнейшего соблазна.

Приманки разнообразны: сканная посуда — разумным хозяйкам; хипстерам — филигранные флэшки; барствующему начальству — наборы для потребления алкоголя и табака. Не забыты и женские украшения — они эффектны и элегантны одновременно. Украшения «Славянка» сочетают верность стилю с оригинальностью и чистотой отделки. Отсутствие вставок смягчает цену.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры (kubachi.su), наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

Где можно купить настоящие филигранные украшения?

К сожалению, найти истинную скань не так уж просто. Далеко не все ювелирные предприятия (и КПХИ – типичный пример) сообщают на своих сайтах названия розничных сетей, с которыми сотрудничают по реализации продукции. В итоге, вы можете совершенно случайно «набрести» на сканные изделия, просто зайдя в обычный ювелирный магазин около дома – с тем же успехом, как и не набрести вовсе, обойдя с десяток магазинов.

Один из более надёжных на сегодняшний день способов – это посещать ювелирные выставки, которые регулярно проходят в Москве и других крупных городах (календари ювелирных выставок). Там бывают представлены все более-менее серьёзные ювелирные компании из разных частей страны, изготовляющие украшения в самых разнообразных техниках. И можно встретить даже тех производителей, которые вообще не торгуют через магазины, чей ассортимент можно увидеть исключительно на выставках.

Филигранные изделия производства разных стран (в том числе восточных — Непал, Тайланд) можно также при желании попробовать поискать в интернет-магазинах, а также на сайтах частных ювелиров, сайтах для коллекционеров, либо иностранных магазинах или хенд-мейд ресурсах вроде etsy.com. На последних можно встретить красивые антикварные экземпляры.

Читайте также:  Что дороже медь или бронза

По мере нахождения производителей и торговых сетей, предлагающих настоящую филигрань, мы будем добавлять их в наши Каталог производителей и Каталог продавцов, где вы сможете их найти, задав параметры поиска.

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства.

Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

Как носить филигранные украшения: наши рекомендации

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и т.д.), «раскроет» филигранное изделие. И если всё учтено, то знайте: надев филигрань, вы не потеряетесь в толпе.

Плетение из проволоки. Основы для начинающих

Наверняка каждый из нас в той или иной степени знаком с таким видом старинного рукоделия, как плетение из проволоки. Стянутый в детстве откуда-нибудь из гаражей кусочек медной или в цветной оплетке проволоки в умелых руках зачастую превращался в простенькое колечко, браслет или цепочку, которые с гордостью носили вместо бижутерии. Знакомо, правда?

Но на самом деле истоки этого ремесла – плетения из проволоки украшений, искать нужно гораздо раньше. Древние египтяне, к примеру, не скупились, и создавали ювелирные шедевры из серебряной и золотой проволоки; шумерские дамы украшали проволочными лентами свои прически; ну а ближе к Х веку плетение из проволоки добралось и завоевало Европу, а впоследствии, и Америку.

И если даже суровые викинги не гнушались украшать свои доспехи проволочными декоративными элементами, что уж говорить про все остальное человечество, с его тягой к изящному искусству! Но, к сожалению, современная мода на проволочное плетение породила множество “мастеров”, которые только вчера взяли в руки инструменты, а сегодня уже выставляют на продажу свои “украшения” – кривоватые, нелепые, с множеством огрехов и небрежно выполненные.

Чтобы не уподобляться этим горе-“мастерам”, давайте детально рассмотрим основы плетения из проволоки, схемы украшений и, не торопясь, научимся правильно обращаться с этим материалом, чтобы впоследствии создавать стильные, красивые и аккуратные изделия.

Плетение из проволоки своими руками

Для начала давайте займемся подготовкой рабочего места. Для работы с проволокой понадобятся следующие инструменты:

небольшие тиски;
маленькая наковальня (можно заменить нижней частью старого утюга);
пассатижи;
круглогубцы;
бокорезы;
небольшой молоток;
пинцет;
плоский надфиль;
металлическая пластина (подойдет лезвие от старого ножа).

Из материалов чаще всего используют медную проволоку (например, от старых трансформаторов или электропроводки). Если имеется толстая проволока (диаметром более 1,5 мм), то ее сматывают в небольшую бухту и подвергают предварительной обработке: захватывают один конец проволоки пинцетом и держат над огнем до красного свечения, после чего опускают в холодную воду. Обработанная таким образом проволока становится пластичной и податливой.

Простые плетеные элементы проволочных украшений

Для начала давайте изучим простейшие элементы, широко используемые в искусстве проволочного плетения. Отрежьте от мотка кусочек проволоки длиной 3 см, захватите один конец круглогубцами и круговым движением плотно намотайте первый виток. Второй виток сделайте таким же движением, но чуть посвободнее: так получится плоская спираль, являющаяся одним из главных элементов проволочных украшений.

Если все получается как надо, немного усложняем задачу: отрезаем кусок проволоки, круглогубцами придаем ему П-образную форму, как на рисунке выше, и делаем по маленькой завитушке на каждом конце заготовки. Из таких деталей уже можно собирать свои первые украшения, соединяя “завитушки” маленькими колечками.

Следует помнить, что для работы по созданию украшений всегда будет требоваться большое количество соединительных колечек, поэтому лучше всего сразу заготовить их побольше, чтобы впоследствии не отвлекаться на это. Чтобы сделать колечки, на спицу или гвоздь наматывают очень плотную спираль, которую потом снимают с основы, слегка растягивают и бокорезами нарезают на колечки. Концы проволочного колечка будут смотреть в разные стороны, поэтому их необходимо отрихтовать: зажать между стальными пластинами и легкими ударами молотка придать нужное положение. Если на колечках остаются какие-нибудь заусенцы, их сглаживают надфилем.

А вот так могут выглядеть ваши первые украшения, сделанные из самых простых элементов проволочного плетения:

Для тех, кто хочет сделать плетеную цепочку в стиле ретро – такие украшения были очень популярны в конце прошлого века, рассказываю о технике”веревочка”. Самые красивые цепочки получаются из хорошо отожженной проволоки, ставшей пластичной и гибкой.

В тиски горизонтально зажимаем гвоздь, надеваем на него сложенную вдвое проволоку, ее концы зажимаем плоскогубцами и начинаем закручивать до тех пор, пока не почувствуем сопротивления. Если степень закрученности проволоки кажется недостаточной, то заготовку снимают с гвоздя, медленно протягивают над огнем, после чего снова надевают на оправку и продолжают закручивать до получения нужного результата. Если для работы взята очень толстая проволока, то процесс ее отжигания может повториться 2-3 раза.

Кстати: создание “веревочного” плетения можно упростить, воспользовавшись механической или электрической дрелью.

Ну а заканчиваем работу над изделием его чернением и полировкой, придающей украшению совершенный вид. Для чернения когда-то давно использовали так называемую серную печень – масса, которая получается в результате сплавления серы и поташа (или кальцинированной соды) в пропорции 1:2. Но в наше время мастера плетения для чернения меди используют либо нашатырь, либо аптечную серную мазь.

Готовое изделие из проволоки погружают в емкость с составом для чернения, после чего просушивают и полируют суконным или войлочным лоскутом. Иногда мастера на ткань наносят небольшое количество полировочной пасты. Вместо пасты можно также использовать зубной порошок и замшу, но следует помнить, что различные средства для полировки дают разные оттенки на медном изделии.

Кованые элементы проволочных изделий

Освоив азы плетения изделий из проволоки, можно приступить к изучению ковки. Чтобы случайно не деформировать поделку, рекомендуется использовать молоток с закругленными краями и полированной рабочей поверхностью.

Предварительно отожженную проволоку кладут на наковальню и аккуратно отбивают с одной стороны – потом она будет внутренней стороной изделия. Попрактиковавшись, можно отковать гладкую проволоку, сделать из плетенной веревочки плоскую веревочку и т.д. “Завитушка” из ленточки, в которую превратилась кованая проволока, смотрится очень эффектно и выглядит даже более объемной, чем из простой проволоки.

Если в проволочных украшениях планируется использовать бусины, то стоит позаботиться и о такой мелочи, как соединительные ушки – многие мастера пренебрегают этим элементом, в результате изделие выглядит очень небрежно, хотя дизайн был задуман неплохой. “Ушки” должны быть ровными и круглыми: в бусину вставляют отрезок проволоки, ее концы отгибают под ровным углом в 90 градусов, после чего сворачивают их в аккуратные колечки.

Стоит помнить, что при изготовлении сложных украшений рекомендуется сначала чернить проволоку, а после этого приступать к изготовлению и соединению деталей, т.к. внешний вид бусин может серьезно пострадать под воздействием состава для чернения.

Как сделать старинное ожерелье

Давайте на примере старинного украшения – славянской гривны, посмотрим, как правильно работать с кованой проволокой. Самая простая гривна выполняется в виде тонкого обруча: его можно сделать методом ковки из “веревочки” или из простой плоской ленточки, получаемой в результате обработки проволоки на наковальне.

Чтобы обруч имел одинаково ровную окружность, проволоку обматывают вокруг обычной банки, используя ее как болванку. Затем, сняв заготовку с банки, ее проковывают с “изнаночной ” стороны, после чего переворачивают на “лицо” и окончательно выравнивают, простукивая молотком через металлическую пластину (ее можно заменить лезвием старого ножа).

Застежку такого ожерелья делают, либо загибая соответствующим образом оба конца украшения, либо используя дополнительные элементы в виде навесной детали. Главное – не забыть края застежки хорошенько обработать надфилем, чтобы она не царапала кожу.

Готовое украшение можно украсить бусинами, плетеными подвесками различной формы, кулоном и т.д.

Если хочется сделать ожерелье более замысловатым, то обруч мастерят змеевидной формы из плоской кованой проволоки или кованой плоской “веревочки”, концы которых скрепляются колечками. Такие гривны также украшают бусинами, проволочными “завитушками”, спиралями и пр. Примеры чуть ниже:

Ювелирная филигрань – стальные кружева

Филигранной мы называем искусно выполненную вещь, с особой тщательностью и большим вниманием к мелким деталям. А что же такое филигрань в прямом смысле этого слова?

Слово «филигрань» происходит от двух латинских слов нить и зерно. Филигрань – ювелирная техника, разновидность художественно – прикладного искусства, использующая напаянный на металлический фон или ажурный узор из тонкой медной, серебряной или золотой проволоки. Такое же наименование носят и изделия, созданные в этой технике.

На фото: разнообразные изделия из ювелирной филиграни

В производстве филигранных изделий используют гладкую проволоку или свитые из нее шнуры. Полученные проволочные ажуры дополняют металлическими зернышками (зернью) или эмалью. Узор состоит из отдельных элементов: шнурков, веточек, елочек, дорожек, глади и т.д. В единое целое отдельные элементы соединяют при помощи пайки. Металлические шарики напаивают в заранее подготовленные места (канавки). Зернь на изделии придает ему определенную фактуру, игру света и тени.

Техника филиграни применяется для изготовления предметов домашнего обихода, церковной утвари, высокохудожественных произведений.

Казаковская филигрань

Мастера филиграни на Руси работали в царских и монастырских дворах. Древнерусское слово «съкати» (глагол, от которого произошло слово «скань» – второе название филиграни) характеризует один из способов обработки проволок, свивание, скручивание, сучение.

Читайте также:  Серебрение меди гальваническим способом

Центров филигранного дела в России осталось немного. Одним из таких, является производство в селе Казаково, Вачского района, Нижегородской области. Эти мастерские были созданы в 1939 году. В настоящее время завод успешно работает. Ювелирная филигрань отличается тем, что ее производство остается полностью ручным, поэтому каждый предмет уникален.

Изделия казаковских мастеров выглядят как творения искусных кружевниц, воплощенные в металле. Легкие, изящные, прозрачные, наполненные воздухом, изумительной красоты работы. Ассортимент широк:

  • рюмки,
  • кубки,
  • подстаканники,
  • ложки,
  • шкатулки,
  • ларцы,
  • вазы,
  • фигуры животных и птиц,
  • украшения для дам,
  • лампады,
  • кадильницы и т.д.

В современном филигранном искусстве используют для большей красоты и выразительности изделий – хрусталь и перламутр, полудрагоценные и драгоценные камни, эмали.

Казаковская филигрань получила благословение Патриарха Всея Руси Алексия II. С 1998 года ассортимент изделий расширился церковной утварью. Сотрудничает завод со Свято-Троицким, Серафимо-Дивеевским, Свято-Даниловским монастырями, Троице — Сергиевой Лаврой и храмами Санкт-Петербурга.

В с. Казаково создан музей филиграни, в котором представлены изделия из филиграни и фотофилиграни.

Адрес: 606166, Нижегородская область Вачский район, с. Казаково ул. Заводская, д. 1
Телефон: +7 (831-73) 7-01-23

Изготовление филиграни

По современным технологиям изготовление филиграни отличается от старинных специализацией мастеров. Раньше производством одного предмета от придумки, определения материала, изготовления заготовок проволоки до окончательной сборки занимался один мастер. Производство на современных предприятиях требует участие коллектива соавторов: художников, ювелиров, химиков. Изготовление филиграни проходит несколько этапов:

  1. Разрабатывается эскиз изделия, и отдельные его фрагменты оформляются в развертках.
  2. Весь рисунок разбивают на составные элементы и для каждого устанавливают вид проволоки и толщину ее сечения. Сложный орнамент делят на простые фрагменты. Чем короче проволока, тем легче она укладывается в рисунок и гнется.
  3. Заготавливается скань: тянется проволока через волочильную доску, доводится до нужного диаметра и свивается при необходимости в различных видах, прокатывается в плоских вальцах.
  4. Готовят зернь.
  5. Набирают скань. Выгибают из нее элементы рисунка и устанавливают на определенные места, закрепляют.
  6. Паяют фрагмент изделия.

Операции повторяют для каждого фрагмента.

Заканчивают изготовление сборкой готового изделия из отдельных элементов. Очищают, усиливают конструкцию (при необходимости), обрабатывают (оксидируют, серебрят и т.д.)

Филигрань из бумаги

Искусство квиллинга – так называемая филигрань из бумаги, насчитывает в своей истории не одну сотню лет. Европейское бумагокручение в настоящее время необычайно популярно. Из полосок бумаги, обычно, шириной 3 или 9 мм и длиной 30 и 60 мм, скручиваются спиральки, затем их форма изменяется, ей придают продолговатые, овальные, квадратные формы, в соответствии с тем рисунком, который хотят получить.

Инструменты использовались совсем простые: перья, иглы дикобразов, клей, в настоящее время инструмент разнообразнее и материалы сложнее (к бумаге добавляют текстиль, бусины, бисер и т.д.).

Из простеньких элементов выкладывается орнамент по выбранному рисунку и украшаются шкатулки, зеркала, открытки или производятся сложные многометровые композиции. Филигрань из бумаги может быть плоской и объемной, одноцветной и яркой, красочной. Среди старинных работ встречаются оклады икон, украшения дамских комнат, предметов домашнего обихода. Для квиллинга нужно терпение, аккуратность и хороший вкус, которым не обделена, почти каждая женщина. Смотрятся изделия интересно, достойно, ярко, напоминая изделия из металла. Они радуют глаз и доставляют удовольствие.

Джутовая филигрань

Однолетнее растение семейства липовых дает волокна, основу для производства джутового шнура. Джут имеет естественный коричневато – сероватый цвет и грубоватую структуру.

Джутовая филигрань основана на тех же принципах, что и металлическая. Из джутовых нитей пинцетом скручивают завитки, обвивая вокруг кончиков пинцета нить от одного до нескольких раз, и, сооружают петельки. Два этих элемента укладывают по выбранному рисунку и скрепляют клеем. Основой может служить любой материал, даже те же нити джута, плотно или в разбежку намотанные на основу.

Она напоминает филигрань из металла. В такой технике можно изготовить и плоское изделие и объемное. Форма ничем не ограничена.

Ювелирные изделия из филиграни

Многообразие филигранных изделий, их необычайная привлекательность, позволяют украсить интерьер и выбрать подарок. Серьги и кольцо из филиграни подойдут самой взыскательной моднице. Папки для доклада, портмоне со сдержанным и лаконичным украшением филигранью, займут достойное место в аксессуарах представительного мужчины. Стильные подсвечники, рюмки, вазы, кольца для салфеток, в производстве которых использовано филигранное серебро, подойдут к любой торжественной обстановке.

Как морозные узоры на окнах застыли красивейшие, связанные из металлических нитей, произведения филигранных дел мастеров. Всмотритесь, в них старина гармонично сочетается с современностью, а дыхание веков не анахронизм, а чудесный штрих, незаменимая деталь изделия. Красивое – вызывает восхищение, а красота – спасает мир. Филигрань – один из шагов к спасению.

Филигрань из медной проволоки

2. Филигрань. Способы ее изготовления и сборки в ювелирном производстве

Филигрань (скань)* – своеобразный вид художественной обработки металлов, занимающий с глубокой древности важное место в декоративно-прикладном искусстве.

* (Термин “филигрань” произошел от двух латинских слов: “филям” – нить и “гранул” – зерно. Термин “скань” – русского происхождения, он берет свое начало от древнеславянского глагола “съкати” – ссучивать, свивать, сучить. )

Термин “скань” подчеркивает основную технологическую особенность, характерную для сканного производства, а именно то, что проволоку применяют ссученной, свитой в шнуры. Чем тоньше по сечению проволока и чем туже, круче она ссучена, тем красивее получается изделие, особенно если узоры также дополняет и зернь. В современной практике термин “зернь”* часто заменяется терминами “кальнер” и “корнер” – от искаженного немецкого слова “корн”, что также означает зерно.

* (В русском сканом производстве этим термином называли мельчайшие шарики.)

В зависимости от технологических особенностей изготовления ювелирных изделий имеется большое разнообразие видов филиграни:

напаянная филигрань (скань) – художественная обработка, когда узор из проволоки (гладкой или ссученной), а также зернь напаяны непосредственно на листовой металл;
ажурная филигрань – обработка, при которой узор, состоящий из элементов, выполненных из проволоки, спаянных между собой без фона, образует как бы кружево из металла, а применяемая в этом случае зернь напаяна на это кружево;
объемная филигрань – обработка, при которой объемные предметы выполнены сканой техникой. Такие изделия изготовляются из отдельных частей, которые затем монтируются в целую композицию и др.
Материалами для изготовления скани служат чистые металлы – золото, серебро, медь. Их сплавы для этой цели обычно не применяются по двум причинам: во-первых, они обладают меньшей вязкостью и пластичностью, более жестки и упруги, что затрудняет волочение проволоки, ее сучение и набор скани; во-вторых, температура плавления сплавов ниже, чем чистых металлов, что затрудняет пайку изделия. Однако иногда скань изготовляется из золота 958 пробы и серебра 916 пробы. Проволоку для скани изготовляют волочением (см. § 4 гл. 5). При отжиге проволоку свертывают в кольцевой моток, следя за тем, чтобы витки плотно прилегали друг к другу, а готовый моток оплетают свободным концом проволоки. Это делают для того, чтобы вся проволока в мотке нагревалась равномерно, не перегревалась и отдельные ее участки не могли бы оплавиться. Если проволока очень тонкая, то ее наматывают на латунный ролик, аналогичный нитяной катушке, так как при этом она равномерно прогревается и уменьшается опасность расплавления.

Для получения скани проволоку скручивают на быстро вращающемся шпинделе двигателя или любого другого механизма, обеспечивающего быстрое вращение. Скатка скани не должна быть слабой, обычно ее проводят в два этапа, в интервале между которыми производят отжиг, отбеливание, промывку и сушку. Ссученную скань прокатывают в плоских вальцах и вновь отжигают, отбеливают, промывают и сушат. Такая скань готова к употреблению.

Для изготовления филигранных изделий применяется также гладкая вальцованная или просто круглая проволока, так называемая “гладь”, которая в сочетании со сканью значительно украшает рисунок и повышает качество изделия.

При изготовлении зерни (мелких шариков) тонкую проволоку навивают в спираль на гладком цилиндрическом ригеле, тогда шарики получаются одинаковыми по размеру. Полученную спираль снимают с ригеля и разрезают на отдельные витки (колечки), а затем, смешав колечки с угольным порошком, нагревают их до оплавления. Колечки, разделенные друг от друга угольным порошком, сплавляют в одинаковые крупные шарики. При небольших заготовках зернь можно оплавлять на листовом асбесте или куске древесного угля.

Набор скани по рисунку – это выгибка каждого элемента рисунка. Процесс осуществляют с помощью пинцетов специальной формы, которые представляют собой сложенную вдвое стальную полосу шириной 10-15 мм и толщиной 1-2 мм. Общая длина пинцета должна быть 100-150 мм, концы пинцета коротко заострены и слегка согнуты внутрь. Ювелир должен держать пинцет в правой руке, а свободный конец проволоки придерживать ногтем указательного пальца левой руки. Эту работу проводят на специальной ровной металлической пластине из цинка или алюминия.

При изготовлении первичных элементов заготовки того или иного рисунка из скани подготовленную гнутую проволоку, или веревочку, первоначально накладывают на рисунок (обрамление) и промазывают нижнее ребро столярным клеем, а затем постепенно выполняют все линии витков по рисунку, подгоняя каждую сканинку плотно друг к другу. Когда рисунок выполнен, бумагу обрезают, контур связывают тонкой проволокой (биндартом) в двух-трех местах.

Для паяния филигранных изделий применяют припой в виде опилок. В качестве флюса используют буру. Прокаленную и мелко измельченную буру смешивают с припоем в соотношении 1:1 по объему. Подготовленное к паянию изделие смачивают слабым раствором буры (можно водой) и мокрую поверхность не очень густо посыпают заготовленной смесью припоя с бурой. Если припоя взято мало, то могут остаться непропаянные места и изделие будет недостаточно прочным. Излишек припоя также нежелателен, так как он заливает фактуру шнуров и скани, мелкие детали рисунка и портит внешний вид изделия. Филигрань лучше всего паять широким, мягким коптящим восстановительным пламенем керосина. Температура сгорания копоти почти совпадает с температурой плавления припоя (800-850°С). Процесс обычно происходит быстро и очень чисто. Применение бензинового пламени дает также хорошие результаты, однако, если пламя узкое (режущее), изделие может сгореть.

В начале процесса паяния легким широким пламенем прогревают подготовленное изделие, а затем сильным пламенем расплавляют и разгоняют припой до полного его расплавления. После остывания паяного изделия снимают проволоку и проверяют качество пайки. Если обнаруживают неприпаянные места, которые получаются вследствие недостаточно плотного набора, то их исправляют и припаивают еще раз.

С применением филигранных элементов изготовляют всевозможные ювелирные изделия: кольца, серьги, броши, кулоны, пудреницы, подносы, подстаканники и др.

Филигранные изделия могут быть репродуцированы посредством литья и гальванопластики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector